Что ожидает консалтинг в будущем?
Стен Липик
Мы уже неоднократно обсуждали снижение популярности BPR - акронима, который стал больше ассоциироваться с сокращениями, увольнениями и управленческой некомпетентностью, чем с анализом основных процессов и радикальным реформированием структуры организации.
Не беспокойтесь, это не предзнаменует закат Эры Консалтинга. Наоборот, доход типичной большой консультационной фирмы или системного интегратора вырос на 20% процентов в прошедшем году, а многие небольшие фирмы растут еще быстрее. Сегодня среднестатистическая крупная многонациональная организация применяет больше консультантов в большем числе проектов, чем когда-либо в прошлом.
Так что организации делают со всеми этими консультантами? Что станет тенденцией в мире консалтинга в нынешнем и в последующие годы? Не появилось ли на горизонте что-нибудь похожее на BPR?
Хотя ничего столь же великого, как BPR пока не обнаружилось, я считаю, что в основе трансформации организаций в ближайшие 2-3 года будут лежать три основные тенденции.
Первая состоит в разработке и реализации стратегии и архитектуры электронной коммерции. Это подразумевает гораздо большее, чем открытие электронной витрины в Интернете или занятие электронным обменом данными. Необходимо также уметь определять, где, когда и как использовать Интернет, интранет и родственные им воплощения информационной магистрали во всех аспектах деятельности организаций.
Вторая тенденция относится к усилиям по мобилизации, культивации и преумножению "интеллектуального капитала" организации ради получения возможности конкурировать на рынке, опираясь на накопленные знания. Многие задумывающиеся о своем будущем организации стали серьезнее относиться к подобным довольно размытым инициативам. Такие предприятия признают значение интеллектуального капитала и нуждаются в создании организации, действительно способной учиться. Им необходимо конкурировать в информационном обществе, в котором большинство услуг могут предоставить многие, а ключом к успеху являются эффективность процессов и высочайшее качество обслуживания.
Консультанты стараются создать нечто законченное, что позволило бы им воспользоваться возможностями, предоставляемыми второй тенденцией. Несколько крупных фирм вроде Andersen Consulting, а также менее крупные компании (Renaissance Solutions из Бостона) провели ряд исследований на эти темы, однако превращение полученных результатов в услуги для массового рынка представляется очень сложным, особенно для крупных и слишком инертных фирм, имеющих многочисленный персонал с минимальными знаниями об окружающим мире.
Третьей тенденцией, включающей в себя как электронную коммерцию, так и основанную на знаниях конкуренцию, является глобализация. Глобализация имеет огромный потенциал с точки зрения конкурентоспособности крупных организаций, а также предоставляет поставщикам услуг отличные возможности по увеличению их доходов.
Под глобализацией я понимаю не просто экспорт товаров или услуг или открытие офисов за границей. Глобализация в данном контексте означает последовательное выполнение основных производительных процессов в международном масштабе. Организация имеет глобальное видение, глобальную ментальность и ставит общие цели перед всеми своими подразделениями, причем товары и услуги видоизменяются и предлагаются в зависимости от параметров спроса на том или ином рынке.
Есть несколько характеристик глобальной организации. Происходит свободный и эффективный обмен знаниями между всеми глобальными подразделениями. Накопленный опыт совместно используется без оглядки на географические и культурные границы. Ресурсы подвижны, взаимозаменяемы и распределяются по мере необходимости. Организация готова к конкуренции как на местном рынке, так и в другой части планеты.
Признание важности глобального мышления - только начало. Трудности начинают подстерегать в дальнейшем. Каким именно образом организация наладит глобальный обмен знаниями? Что конкретно означает "думать глобально", а "действовать локально" с точки зрения ежедневного применения этих правил? Кто понимает юридические и политические последствия обслуживания офиса в Бахрейне из центра обработки данных в Тель-Авиве?
Один из моих клиентов, работающий в глобальной фармацевтической компании, недавно довольно кратко обобщил свой опыт создания международной телекоммуникационной инфраструктуры: "Глобализация сводится к числам". Его работа в качестве менеджера по технологиям стала, кроме всего прочего, включать в себя изучение телекоммуникационных тарифов нескольких азиатско-тихоокеанских компаний, переопределение условий финансовых расчетов с учетом колебаний валютных курсов, пересмотр тарифных и нетарифных соглашений и почти евангелическую деятельность в составе транснациональных групп по координации политики.
Глобализация уже на протяжении многих лет является реальностью для транснациональных компаний. Изменилось лишь число компаний, которые стали глобальными, а также необходимая степень координации подобной деятельности. Организация больше не может существовать как множество удельных княжеств в разных странах, каждое из которых имеет право определять свои собственные стратегические и технические направления.
Забастовка в компаниях-поставщиках тормозных систем для General Motors стала иллюстрацией повсеместного проникновения глобализации. GM на несколько дней прекратила производство, однако последствия этого шага для остальных поставщиков деталей из Огайо оказались минимальными. В отличие от 70-х и 80-х годов они просто переориентировали свой выпуск на экспорт. Всего свыше 50% этого бизнеса связано с экспортом, что относится даже к фирмам, в которых работает менее 100 человек. Прошли те времена, когда все крутилось вокруг "Большой Тройки" из Детройта.
Существует ряд факторов, определяющих рост глобализации. К внешним по своей природе факторам можно отнести продолжающееся дерегулирование отношений между крупнейшими индустриальными странами (Североамериканское соглашение о свободной торговле), а также либерализацию торговой политики и открытие рынков как развитых, так и развивающихся экономик.
Начало глобальной деятельности представляет собой задачу, для решения которой большинству организаций требуется внешняя помощь буквально во всем - от разработки стратегии до внедрения систем, что часто подразумевает аутсорсинг бизнес-процессов и информационных систем. Основные моменты при работе с поставщиками услуг: учитесь на чужих ошибках и всегда взвешивайте целесообразность создания чего-либо, если есть возможность это купить. Так ли необходима организации ее собственная частная глобальная сеть, когда у IBM такая сеть уже имеется?
Крупнейшие поставщики услуг по трансформации организаций прекрасно осведомлены о возрастающем значении глобализации. Можно спорить, являются ли они движущей силой этой тенденции или просто следуют за ней, однако такие фирмы привлекают в эту сферу все больше ресурсов и выдвигают все больше маркетинговых инициатив. Посетив недавно двухдневную конференцию для аналитиков, организованную Andersen Consulting в Пало-Альто, я со всей определенностью могу утверждать, что глобализация стоит у них на первом месте.
Так что же в итоге? Во-первых, практически каждой организации требуется признать необходимость выработки глобальной перспективы. Во-вторых, многонациональным организациям нужно перейти от простого глобального присутствия к ведению бизнеса с использованием всеобъемлющего, соединяющего воедино разрозненные части, глобализированного подхода.
И наконец, используйте консультантов в разумных пределах и держите их на коротком поводке. Думайте глобально, действуйте локально и носите с собой длинный кнут.
Стен Липик (Stan Lepeak) является программным директором в Meta Group, маркетинговой компании из Стэмфорда, штат Коннектикут. С ним можно связаться по телефону (203) 973-6743.