Letyshops

Бригады и принципы работы в бригадах

Цели

Этот блок касается сущности бригады и принципов, на которых строится работа в ней. После изучения этого блока Вы сможете:

  • определить ключевые черты группового поведения;
  • описать принципиальные характеристики эффективных групп;
  • дать определение бригад, созданию бригад и типам бригад;
  • определить принципиальные проблемы, связанные с деятельностью бригад;
  • проводить разграничение между задачами бригад и процессами в бригаде;
  • описать стратегию формирования бригад в специализированном контексте;
  • назвать основные принципы эффективного управления бригадой.

Бригады и группы

Бригады

Члены бригады добровольно подчиняют свои собственные интересы общим целям бригады. Успех бригады отражает доброе имя всех членов бригады.

Группы

Группа формируется для конкретной цели. Очередь на автобус имеет множество характеристик группы и может отражать множество аспектов группового поведения, особенно если автобус запаздывает. Члены группы все же сохраняют свою индивидуальность и каждый имеет свою собственную цель. Когда автобус приходит, те, которым удалось войти в него, быстро отделяют себя от тех, кто остался на остановке.

Группа обязательно обладает синергией, а рабочая группа достигает гораздо большего влияния и располагает большей властью, чем было у каждого члена группы. Синергия - это явление в деловой практике, когда общий результат объединившихся предприятий превосходит сумму их показателей до объединения.

В организации существует множество различных типов групп, но они могут быть классифицированы как формальные или неформальные группы.

Формальные группы

Формальные группы обычно создаются организацией для конкретной цели. Двумя наиболее широко распространенными формальными группами являются руководящая группа и целевая группа.

Командные группы состоят из управляющего с подчиненными, включенными в формальную цепочку командования. Они также известны как функциональные группы и представляют собой специфическое рабочее подразделение организации.

Целевые группы также создаются для достижения конкретных целей. Обычно их создают на ограниченный период времени и, когда их задача выполняется, их распускают. Члены группы часто могут быть из разных уровней иерархии и разных отделов. Целевые группы часто известны как команды, комитеты, оперативные группы и проектные группы. В этом блоке мы коснемся в основном целевых групп.

Комитеты

Большинство организаций создает комитеты. Комитеты имеют формальную структуру с должностью возглавляющего работу секретаря, который ведет формальные записи и распространяет документы перед заседаниями. Члены избираются для того, чтобы представлять различные заинтересованные стороны или же потому, что они имеют ценные знания или опыт. Комитеты игнорируют формальные границы и корпоративную иерархию. Они могут быть постоянными или специальными. Комитеты могут заниматься основными задачами организации (Совет директоров - это комитет) или же периферийными, как, например, комитет столовой.

Неформальные группы

Неформальные группы создаются не организацией, а самими служащими и могут возникнуть на основе дружбы или общих интересов. Рыбацкий клуб, гольф-клуб, группа совместно обедающих или клуб любителей бадминтона часто являются примерами неформальных групп в организации. Вероятно, Вы и сами член неформальной группы.

Поведение в группах

Мы можем выделить несколько характеристик группового поведения.

  • Члены группы разделяют общие цели: Все члены являются независимыми личностями и имеют разнообразные личные цели. Они также могут быть членами других групп. Однако, когда группа сформировалась и ее цели определены, все они посвящают себя достижению общей цели.
  • Члены группы влияют друг на друга: Социальные контакты, имеющие место в группе, приводят к тому, что отдельные члены могут менять свои точки зрения, идеи, ценности и убеждения под влиянием других. Например, в результате интенсивного обсуждения в группе принимается либо точка зрения большинства, либо же это может быть результатом давления сверху.
  • Групповое мышление: Джанис (1982) выделяет теорию "группового мышления", по которой члены столь преданы группе, что воздерживаются от выражения своего мнения, если оно идет вразрез с общепринятой точкой зрения. До определенной степени в любой группе ее члены вынуждены соблюдать групповые нормы, боясь быть исключенными, если выразят противоположные взгляды.
  • Группа формирует структуру со стабильными связями: Группа может иметь определенную структуру и разработанный набор правил. Зачастую эти правила неформальные, но члены группы считают, что им легче общаться друг с другом, если группа придерживается своих правил. Ценности, которые разделяют члены группы могут оставаться неизменными в течение длительного периода и переживают первых членов. Большинство групп или же выбирают лидера или же получается так, что со временем появляется неофициальный лидер. Как правило, этот человек становится председателем группы.
  • Группе присуща сплоченность: Эта сплоченность выражается в лояльности, которую ее члены испытывают по отношению к группе, и в их чувстве ответственности за деятельность группы. Хорошо сплоченная группа может использовать эту силу для поддержки организации. Сплоченные рабочие группы обычно более продуктивны.
  • Группа обеспечивает общественное признание своим членам: Рабочие группы могут обеспечивать статус и чувство социальной значимости своим членам. Это особенно верно в том случае, если поощряется к активное участие членов группы в принятии решений. Часто члены группы вместе посещают общественные мероприятия, что также благотворно сказывается на работе группы.
Задание

Определите, к какой группе дома или на работе Вы принадлежите, затем отметьте галочкой в приведенном ниже списке, какие аспекты группового поведения Вы признаете:

Группа:

  Групповое поведение
общие цели  
влияющие друг на друга члены группы  
групповое сознание  
структура/стабильные отношения  
сплоченность  
признание членов группы  

То, какие квадратики Вы пометили, зависит от вашего положения и того, к какой группе Вы принадлежите. Однако, например, Вы можете быть членом проектной группы, имеющей общие цели и высокую степень спаянности. Вы, возможно, также обнаружили, что признали все аспекты группового поведения - часто это вопрос степени. Одна группа может быть более сплоченной, чем другая, может иметь более конкретные цели и стабильные отношения и т.п.

Основные характеристики эффективных групп

Задание

Какие характеристики эффективной рабочей группы Вы считаете наиболее важными? Подумайте несколько минут, а затем набросайте ваши соображения.

Ниже мы приводим наши соображения по поводу характеристик эффективных рабочих групп, некоторые из которых вы, несомненно, отметили.

Эффективные группы часто бывают неформальными. Их члены могут принадлежать к различным уровням иерархии организации и иметь разную подготовку. Однако они разделяют общую цель и в своей группе, как правило, обращаются друг к другу на ты. Несмотря на то, что у каждой группы своя структура, зачастую имеют место доброжелательная атмосфера и дружеские взаимоотношения. Группа, которая стремится быть очень формальной, должна понимать, что в этом случае преимущества коллективного труда не будут реализованы. В таких группах рядовые сотрудники, как правило, не проявляют инициативы, отчего теряется весь смысл работы в группе.

Группа дает возможность участвовать в принятии решений сотрудникам разных подразделений, обладающих различной квалификацией и занимающих разное положение по службе. В том случае, когда все члены группы участвовали в принятии решения, у них появляются серьезные мотивы для успешного его выполнения. При этом к процессу принятия решения привлекается больше сотрудников, чем в любом другом случае.

Члены группы работают для достижения общих целей группы, и хотя отдельные сотрудники могут иметь свои собственные цели, они, как правило, пренебрегают ими во имя целей группы. Прежде всего группа определяет общую цель работы. После этого, как правило, разрабатывается система приоритетов и норм. В качестве примера можно привести группу, созданную для запуска в производства нового вида продукции. После того как группа сформирована, ее общей целью становится успешный запуск продукта в производство. Члены группы из различных подразделений поставят эту цель выше всех остальных. Сотрудники отделов продажи и сбыта не будут настаивать на скорейшем начале производства (в чем, естественно, заинтересованы эти отделы), так как они осознают, что главное - тщательно подготовиться к запуску. Ведь для группы, в которую они входят, гораздо важнее обеспечить успешное начало производства, чем соблюсти интересы своих отделов.

Отношения сотрудников предполагают открытость, которая не обязательна вне группы. Члены группы свободно выражают и отстаивают свои мнения. Это способствует процессу принятия решений, так как каждая проблема обсуждается с учетом различных мнений. Участие членов группы в неформальных обсуждениях должно поощряться, так как это позволяет сотрудникам лучше узнать друг друга.

На раннем этапе существования группы часто возникает конфликт между различными членами, каждый из которых имеет собственное мнение. Но постепенно из группы выделяется лидер, а остальные члены распределяют между собой другие роли. Теперь группа сложилась.

Когда в группе возникнет взаимопонимание, сотрудники приступают к решению задач по достижению целей группы, для чего группы устанавливают собственные стандарты и контролирует их соблюдение. У них могут возникать некоторые разногласия, которые преодолеваются в ходе работы.

Бригады, создание бригад и типы бригад

Согласно современным представлениям управляющих, бригады - это часть развития и изменения организации. Идея состоит в том, что бригада более эффективна, так как ее члены работают ради общей цели, чем группа сотрудников, работающих ради своих интересов.

Бригады - это группа людей, которые объединены общей работой в интересах организации. Бригады могут быть временными оперативными группами и использоваться различным образом.

Когда в течение длительного времени необходимо взаимодействие между подразделениями, бригада является идеальным решением. Специальные проектные бригады могут быть использованы, когда организация имеет крупномасштабный проект, по внедрению, к примеру нового продукта.

Формирование бригад

При создании бригад необходимо подбирать персонал из тех сотрудников, которые умеют работать вместе. Цель создания бригад - повышение эффективности труда служащих. Они учатся строить хорошие отношения с другими членами бригады, участвовать в принятии решений вместе с другими и тому, как они могут снижать конфликтность и трения в своих личных взаимоотношениях. Принцип строительства бригад с акцентом на подготовку и выбор правильных членов бригады используются в организациях для создания оперативных групп и комитетов. Формирование бригад предполагает дать членам общую цель, чувство принадлежности к общему делу и поощрить творчество. Результатом создания удачной бригады будет следующее:

  • повышение производительности труда;
  • упрощение процесса принятия решения;
  • усовершенствованные связи;
  • рост творческого отношения к своей работе;
  • лучшая мотивация.

Создание бригад помогает преодолеть:

  • недовольство;
  • низкую производительность;
  • апатию;
  • недостаток новшеств.

Так как организации сталкиваются с большой долей неопределенности и сложностями в своей деятельности, создание бригад может обеспечить их навыками и системой, необходимыми для преодоления этих проблем. Вы помните из блока 27, что большинство успехов современного японского управления основывается на использовании совместных управленческих/рабочих бригад. В этих бригадах поощряются обсуждение проблем, поиски путей их решений и принятие активного участия в процессе принятия решений.

Формирование бригад может оказать помощь в становлении хороших рабочих отношений между управляющими и подчиненными, что, в свою очередь, повышает производительность. Создание бригад помогает рабочим группам решать их задачи и проблемы гораздо более эффективно.

Типы бригад

Белбин (1981) исследовал вопрос создания эффективной бригады и пришел к тому, что успех заключается в правильном сочетании людей.

Типологизация бригад - это процесс, в ходе которого выявляют навыки и качества сотрудников, а затем сравнивают их с навыками и качествами, необходимыми в конкретных ситуациях, в которых бригада может оказаться.

Исходя из материалов своего исследования, Белбин заключил, что организация, в которой особенно поощряется участие всех членов, должна обращать внимание на наличие определенных качеств у перспективных руководителей.

Он полагает, что при разработке эффективной бригады управляющие должны постоянно помнить о том, что необходимо подобрать "правильного" члена бригады для достижения равновесия. Достоинства каждого потенциального члена должны рассматриваться с точки зрения вероятного технического вклада и роли члена, которую, как ожидается, он будет играть в бригаде.

Ключевые роли в бригадах

Задание

Существует несколько ключевых ролей в бригадах. Какая, на ваш взгляд, является главной в процессе создания бригад? Опишите основные характеристики этой роли.

Белбин выделил восемь ключевых ролей, которые он считал главными при строительстве бригады, и дал их характеристики. Каждая роль имеет свою специфическую функцию. Хорошо, если Вы определили несколько или все из них.

  • Председатель: Человек, который наиболее удачно использует ресурсы бригады, а также потенциал каждого ее члена, признает сильные и слабые стороны бригады и отвечает за то, чтобы цели бригады были достигнуты. Он спокоен, управляем и уверен, но не обязательно человек с более чем средним уровнем интеллекта или же чрезвычайно творческая личность.
  • Работник компании: Исполнитель, внедряющий планы и идеи в практику и способный выполнять принятые планы систематически и эффективно. Консервативен и предсказуем, не воспринимает непроверенных идей.
  • Завершающий/заканчивающий: Человек, который создает рабочую атмосферу и следит за тем, чтобы ничего не было упущено или не сделано лишнего. Дружелюбный, усердный, любит заботиться о всяких мелочах.
  • Оценивающий мотивы: Человек, который предварительно оценивает все обстоятельства, чтобы бригада могла принять сбалансированное решение. Трезвый, осмотрительный, но ему недостает воодушевления и способности воодушевлять других.
  • Генератор идей: Человек, который выдвигает новые идеи и ищет различные творческие и новаторские подходы к любым проблемам, с которыми может столкнуться бригада. Индивидуалистичный, неортодоксальный, склонный не принимать во внимание практические идеи.
  • Исследователь ресурсов: Человек, который налаживает и осуществляет внешние контакты, полезные для бригады, ведет переговоры. Также следит за новыми идеями, разработками и ресурсами вне группы. Экстравертный, энтузиаст и способный утратить интерес, если информация не была воспринята.
  • Распорядитель: Человек, который разрабатывает методы приложения усилий бригады. Распорядитель предлагает определенную схему, по которой лучше проводить групповые обсуждения и направляет основное на определение целей. Напористый, динамичный, склонный к провокации и интриге.
  • Работник бригады: Человек, который поднимает дух бригады, обеспечивает обратную связь, поддерживает членов бригады, принимая их предложения и понимая их нужды. Мягкий, чувствительный и нерешительный в момент кризиса.

Проблемы, связанные с деятельностью бригады

Бригады различного типа становятся в организациях все более популярными, но необходимо учитывать проблемы, связанные с их использованием.

Задание

Приведите четыре проблемы, связанные с деятельностью бригад.

  • Одна из проблем - это "пассажиры" или "нахлебники". "Нахлебник" - это член бригады, который имеет все выгоды от принадлежности к ней, однако не выполняет своей части работы, а предпочитают, чтобы ее делали другие члены группы. Чем больше группа, тем больше вероятность подобной проблемы.
  • Деятельность групп и бригад связана с затратами. Время и энергия, необходимые для успешной координации деятельности группы, требуют расходов. Ясно, что когда бригада собирается на совещание, производственная деятельность не ведется. Необходимо время, чтобы встретиться и решить, кто, что и когда должен делать.
  • Ответственность размывается, так как нет личной ответственности. Если дела идут не так, как планировалось, не находится никого, кого можно было бы в этом обвинить, а если все идет хорошо, то некого за это похвалить. Когда дела идут не так, как надо, очень легко спрятаться за спину группы и заявить, что это вина кого-то еще.
  • Существует и такая проблема, когда некоторые члены группы могут считать, что задачи, которые они сами не хотят выполнять, должны быть выполнены другими. Это может вызвать возмущение со стороны их товарищей.
  • Процесс принятия решений в группе и бригаде может занимать немало времени. Формированию единого мнения может предшествовать длительная дискуссия.
  • Существует также проблема группового мышления, которой мы коротко коснулись в этом разделе ранее. Это бывает тогда, когда члены бригады не хотят идти против того, что кажется им точкой зрения большинства.
  • Очень сплоченная бригада может ощутить, что она становится изолированной от других групп, что может привести к конфликту между бригадами или к другим мешающим работе явлениям. Если бригада не осознает этой проблемы, это может оказать негативное воздействие на организацию.

Задачи бригад и бригадные процессы

Хорошая бригада достигает своих целей. Здесь мы остановимся на тех факторах, которые формируют бригаду и которые делают бригаду хорошей. Одним из этих факторов является то, как работает бригада.

Хорошо работающая бригада - это более чем группа отдельных лиц, работающих над решением задачи, это совместные, скоординированные и взаимодополняющие мышление и энергия всех ее членов, соединенные воедино (синергия) и используемые для достижения поставленных целей.

Удачная бригада достигает своих целей вливанием энергии и мысли не только в задачи, но и в процессы, происходящие в бригаде во время работы. Достигается равновесие между "что" и "как". Слишком большая концентрация на задаче или процессе препятствует хорошей работе бригады и не повышает производительности.

Задание

Большинство из нас на рабочем месте, за счет общественной деятельности или на отдыхе, в семейной жизни, в интересах детей и профессиональных, религиозных или других верований являются членами бригад или групп.

  • Членами каких групп или бригад Вы являетесь?
  • Есть ли среди них такие, которые Вы бы охарактеризовали как бригады?

Вы, вероятно, упомянули членство в нескольких группах. Членами некоторых Вы являетесь чисто автоматически, например семья, другие Вы выбираете, такие как ваш клуб. Некоторые из них Вы могли определить как команды, когда, например, Вы играете в командные игры.

Деятельность бригады непосредственно направлена на достижение поставленных целей или задач, например, решение проблем; разработка и реализация проекта; работа в консультационной фирме.

Мы можем провести разграничение между деятельностью, связанной с решением задач и осуществлением процессов.

Шаги, связанные с решением задач, перечисляются здесь в логическом порядке:

  1. Начало, сбор информации;
  2. Определение проблемы (проблем);
  3. Беседы и обсуждение мнений и вариантов;
  4. Разработка идей;
  5. Оценка альтернатив;
  6. Принятие решения.

Для осуществления процессов производства необходимо обеспечить взаимопонимание в бригаде и нормальную деятельность бригады. Это достигается за счет:

  • гармонизации отношений между членами, улаживания расхождений, сохранения мира;
  • поддержки высказываемых предложений;
  • поощрения всех членов бригады, а не только самых громкоголосых ;
  • определения стандартов действий, показателей, достижений;
  • ведения записей или учета действий группы с целью облегчения анализа и оценки ее эффективности;
  • достижения компромисса между противоречивыми мнениями;
  • выяснения и обобщения того, что сделано, чтобы достичь взаимопонимания.
Задание

В квадратиках отметьте галочкой, какое из нижеследующих действий ориентировано на задачи, а какое на процесс. Во время встречи:

    Задача Процесс
(a) Том - посредник между Ширли и Тревором    
(b) Карлос докладывает о результатах своих исследований    
(c) Эрл считает, что бригада должна использовать анкету    
(d) Мишель одобрительно поддакивает Софи, которая выдвигает предложение    
(e) Филип признает, что он был неправ    
(f) Мэй Ли предлагает два варианта возможных решений    

Вы должны были решить, что действие направлено на задачу или процесс, следующим образом:

(a) Посредничество - гармонизирующее действие: процесс

(b) Карлос дает информацию: задача и процесс

(c) Эрл предлагает способ сбора информации: задача

(d) Мишель поощряет Софи: задача и процесс

(e) Филип находит компромисс: процесс

(f) Мэй Ли собирает идеи: задача

Формирование бригад

Понимание бригадных процессов и задач необходимо, но недостаточно для создания эффективной бригады. Группа индивидуумов, собирающихся на первую встречу, еще не бригада, даже если они хорошо знают друг друга. Чтобы стать бригадой, группа должна вырасти в нее. Подобному росту может помочь знание процессов развития и формирования бригады.

Бригады эффективны в том случае, если их члены преданы общей цели и осознают, что при выполнении задач требуется подчинение личных интересов общим целям бригады. Без такого подчинения личных интересов общей задаче невозможно решать сложные производственные проблемы, так как только бригада в состоянии справиться со сложными, неопределенными или объемными задачами.

Для решения конкретной задачи или разработки проекта группе из семи-восьми человек с разными профессиональными навыками и квалификацией предлагают создать бригаду. Все они приходят со своими собственными идеями, неизвестными пока целями - скрытыми программами. Например, члены бригады могут противиться любым изменениям даже в том случае, если это принесет огромную пользу организации, но затронет их личные интересы или интересы бригады. Это и называется их скрытой программой.

Становление бригад было описано Такмэном (1965) как процесс, включающий четыре этапа - "формирование, штурм, нормализация и исполнение". Эти процессы рассматриваются как стадии, через которые должна пройти группа. В противном случае незавершенные дела, соперничество и скрытые программы будут постоянно создавать препятствия эффективной работе бригады. Эти процессы описаны ниже:

Формирование

Сначала идет стадия "формирования", в ходе которой члены обсуждают задачи, определяют, как будет работать бригада, правильно ли подобран ее состав и когда планируется завершить задание. Также на этой стадии каждый член начинает, возможно, подсознательно, понимать, какой тип бригады ему подходит.

Штурм

За формированием следует стадия "штурма", характеризующаяся конфликтом, возникающим вследствие того, что члены бригады осознают наличие скрытых планов у своих коллег и понимают, что реальное соглашение по целям деятельности может быть не достигнуто. Это порождает раздражение, конфликты и, возможно, межличностное соперничество между членами. Такмэн считает, что если конфликт правильно урегулирован и разрешен, создается основа для эффективного функционирования группы. Подавление конфликтов только подорвет будущую эффективность группы в связи с отсутствием преданности целям бригады.

Нормализация

На следующей стадии - "нормализации" - создается реальная основа для совместной работы. Члены осознают сильные и слабые стороны друг друга, чего они могут ожидать друг от друга и как они реально работают вместе как бригада. Они достигают твердого соглашения по целям, нормам, задачам, решают, как должны приниматься решения и насколько реалистичен график выполнения работ. Эта стадия гораздо более открыта, чем стадия "формирования", которая в действительности представляет собой неуверенные шаги, которые люди делают в темноте. Теперь свет включился.

Исполнение

Последняя стадия, "исполнение", следующая за удачным завершением предыдущих, демонстрирует, что группа достигла зрелости как бригада. Выполнение задач осуществляется за счет совместных усилий и соответствует стандартам и графику. Члены группы обращаются за поддержкой и оказывают ее сами, их усилия направлены на достижение целей, и это дает им чувство гордости и удовлетворения.

Не существует конкретно определенных периодов времени для каждой стадии - это зависит от важности задачи для каждого члена бригады, ее характера, размеров группы, насколько они привыкли работать вместе, что является их личными приоритетами и каким целям они служат. Некоторые бригады работали вместе достаточно долго, однако до сих пор не прошли стадию "формирования". Тот факт, что Вы пришли в бригаду, которая уже существует некоторое время, не означает, что она работает на уровне "исполнения" - она может быть на любой стадии процесса.

Анализ деятельности поможет вам оценить, насколько хорошо работает бригада и насколько она эффективна в понимании и достижении своих целей.

Задание

Как Вы думаете, какая из четырех стадий развития бригады лучше всего описывает вашу рабочую бригаду? Почему?

Ваш ответ будет зависеть от того, как долго существует бригада, ее численности, ясности поставленных целей, признания руководителя бригады и т.п.

Управление бригадой

Бригада - комплексная и динамичная структура, которая развивается, изменяется и работает в значительной степени за счет объединенной энергии и силы. Чтобы получить от нее все самое лучшее и дать возможность придерживаться стандартов, подходить к проблемам творчески и аналитически и достичь поставленных целей, бригадой необходимо управлять. Это не должно осуществляться одним человеком. Ответственность за возможность высказываться всем членам бригады или, например, за необходимость регулярной самооценки, не должна концентрироваться в одном лице. В хорошо работающей бригаде это осуществляется в основном за счет самодисциплины.

Каковы функции управления бригадой? Две уже упоминались выше. Обе они являются функциями процесса. Управлять бригадой - это значит обеспечивать соответствие производственного процесса поставленным задачам, а также поддерживать доброжелательную атмосферу сотрудничества и гармонии и следить за тем, чтобы поставленные задачи решались с полной отдачей со стороны членов бригады. Если процессу уделяется слишком большое внимание, это говорит о том, что достигнуто слишком мало. Слишком большой акцент на выполнение задачи означает, что в бригаде работают сотрудники с низким уровнем отдачи, преследующие свои личные цели.

Задание

Основными областями управления является планирование, организация, руководство и контроль. Приведите две задачи и два процесса для каждой из областей.

Основными функциями управления, которые, возможно, включают те, что Вы перечислили, являются:

Планирование

Задача:

  • разъяснять задачи, добиваться, чтобы бригада приняла поставленные цели;
  • обсудить и принять график выполнения работ, соответствующий стратегическим потребностям фирмы;
  • оснастить бригаду всем необходимым для ее успешной работы;
  • создать системы регистрации и связи, которые должны обеспечить выполнение задач бригады;
  • спланировать и установить стандарты.

Процесс:

  • обеспечить, чтобы в ходе совещаний каждый член бригады сидел таким образом, что имел полную возможность взаимодействия;
  • обеспечить наличие поименного списка всех членов бригады;
  • подготовить программы первого заседания, чтобы обеспечить, если необходимо, запас времени для знакомства;
  • спланировать, как поощрять конструктивное взаимодействие;
  • выяснить, как и когда необходимо начать оценку бригады.

Организация и руководство

Задача:

  • обеспечить рациональное выполнение задачи;
  • распределить обязанности и сформулировать задачи для каждого члена бригады;
  • обеспечить координацию деятельности;
  • сосредоточиться на задаче и предотвратить уход в сторону от намеченного плана;
  • подготовить методы оценки достижения целей;
  • наладить связь и обмен информацией с руководством.

Процесс:

  • убедиться, что члены бригады представлены друг другу и имели возможность получше узнать друг друга, если они этого еще не сделали;
  • дать каждому возможность выступить на совещаниях и чтобы после совещания у каждого была уверенность, что обсуждение было продуктивно и полезно;
  • наблюдать за отношениями внутри группы, чтобы выявлять сложные моменты и одновременно стимулировать позитивные усилия и участие каждого;
  • поощрять готовность каждого прислушиваться к другим и быть конструктивным.

Контроль

Задача:

  • обеспечить соответствие стандартам, выполнение задач в срок и принятие решений;
  • знать отношение управления к достигнутому на текущий момент;
  • убедиться, что все работают в соответствии с принятыми обязательствами;
  • обеспечить, чтобы собрания были информативными, и повестки дня включали насущные проблемы.

Процесс:

  • обеспечить, чтобы на собраниях активно выступали не только один или два человека, чтобы собрание не отклонялось от повестки дня и чтобы никто не использовал собрания для достижения своих интересов за счет целей бригады;
  • обеспечить группе возможность противостоять конфликту и улаживать, а не отрицать и подавлять его;
  • контроль за тем, чтобы оценка деятельности бригады производилась регулярно и чтобы при управлении производственным процессом учитывался накопленный опыт.

Анализ того, как осуществляется управление бригадой в данном случае помогает понять, что целенаправленные намерения достичь хороших результатов не единственная задача бригады, необходимо также поощрять и сохранять в бригаде отношения взаимопонимания и сотрудничества на каждой стадии управленческого цикла и на каждой стадии развития бригады.

Контрольное задание

(a) Кратко проведите разграничение между задачей и процессом

(b) Завершите следующие предложения:

(i) "Нормализация" - стадия формирования бригады. Она характеризуется

(ii) Генератор идей в бригаде, это тот, кто

Литература:

Janis, I L (1982), Group Think, Houghton Mifflin, Boston

Belbin, R M (1981), Management Teams: Why they Succed or Fail, Butterworth-Heineman, Oxford

Tuckman, B W (1965), Development Sequence in Small Groups, Psychological Bulletin, Vol 63, pp 384 - 99

Ответы на контрольное задание

(a) Функция задачи концентрируется на проблеме и включает сбор данных, определение проблемы и выработку идеи.

Функция процесса сосредоточивается на связи и динамике и включает договоренность по управлению конфликтом, ведение учета и оценку.

(b) (i) Нормализацией называется стадия формирования бригады, которая характеризуется пониманием сильных и слабых сторон членов бригады, их ожиданий, а также тем, как они могут лучше работать совместно. Этой стадии присуще сосредоточение на целях, стандартах и задачах.

(ii) Генератор идей в бригаде - это тот, кто выдвигает новые идеи и работает над новыми подходами. Они обладают выраженной индивидуальностью, не шаблонны и не обращают внимания на практические правила.

Модуль 10 - Резюме

В модуле 10 мы рассмотрели три ключевых вопроса, связанных с трудовыми ресурсами в организациях, а именно:

  1. планирование трудовых ресурсов и процессы набора и отбора;
  2. системы поощрений и их применение;
  3. бригады, работа в бригадах, управление бригадами.

Мы отметили, что планирование хозяйственной деятельности и планирование трудовых ресурсов должны осуществляться параллельно. Однако мы также отметили, что планирование трудовых ресурсов как процесс является более сложным из-за нашей неспособности предсказывать внешние события.

В модуле также перечислялись различия между набором и отбором с описанием возможных для организации источников набора и прямых расходов, связанных с этими источниками.

Касаясь систем поощрения, мы осветили различия между внутренним и внешним вознаграждением и обсудили характеристики различных систем оплаты труда.

В модуле 10 также изучались проблемы работы в бригадах и управление ими. Мы провели разграничение между формальными и неформальными группами и определили ряд основных характеристик поведения в группах. Также, что важно с точки зрения перспективы развития организации, мы показали роли, которые необходимы для эффективной работы бригады. В конце мы обсудили процесс формирования бригад и управление ими.

 

 

Реклама: