Letyshops

AICPA входит в новое тысячелетие

Интервью Джеймса Крейга, мл., с Барри МелансономВ кратком изложении

Новое время - новый AICPA

У Барри Мелансона есть мечта о AICPA, и он видит картину, не похожую на то, что есть сейчас или было прежде. Эта мечта о двух организациях. Одна из них - некоммерческая - принимает стандарты и своды правил поведения, наказывает членов, которые эти правила не соблюдают. В организацию входят не только дипломированные бухгалтеры, и называется она не AICPA. Большинство ее членов - бизнес-советники, консультанты и так далее. Мы можем назвать этот новый класс специалистов XYZ, а их институт - AIXYZ.

Вторая организация - общественная компания типа dot-com - использует портал "business-to-business". Это не только врата в Интернет для CPA и XYZ. Организация отвечает за деловые аспекты работы AIXYZ. Члены AIXYZ и региональных союзов XYZ имеют долевую собственность в этом портале, как и его сотрудники. Первоначальное финансирование обеспечат коммерческие юридические лица.

В интервью г-н Мелансон расскажет о двух миссиях "нового AICPA", а также ряде других проблем, с которыми сталкивается бухгалтерская профессия.

Уже почти пять лет Барри Мелансон - президент AICPA. Сейчас организация совсем не та, какой была в 1995 г. Сотрудники объединены в группы, что делает структуру Института более гибкой и оперативной. Подход AICPA к участию членов в его работе изменился, к досаде многих из них, и теперь вместо постоянных комиссий - специальные временные структуры, цель которых - реагировать на конкретные потребности членов Института и профессионалов.

Совместно с Национальной Ассоциацией Комитетов Общественных Бухгалтеров Штатов (National Association of State Boards of Public Accountancy) Институт пытается провести "капитальный ремонт регулирования бухгалтерского учета, выпустив третье издание "Закона о едином бухучете". Теперь дипломированные бухгалтеры могут заглянуть в будущее через призму Процесса Видения (Vision Process) Института.

Все упомянутые перемены блекнут в сравнении с предложениями, которые обсуждались на совещании Совета AICPA в мае. Бывший Главный редактор "The CPA Journal" Джеймс Крейг, мл., беседует с г-ном Мелансоном об этих предложениях и других профессиональных проблемах.

Бренд для бухгалтера

James L. Craig, Jr.: На повестке дня майского совещания стояли два основных вопроса. Начнем с нового звания или с рекомендаций рабочей группы, сформированной из семи национальных бухгалтерских институтов, включая AICPA.

Barry C. Melancon: Примерно полтора года мы ведем переговоры с семью институтами дипломированных бухгалтеров (а до этого - с канадским Институтом) о том, как решить проблему признания на рынке звания (если хотите - торговой марки) бухгалтера и аудитора в соответствии с их новой ролью в современном бизнесе. Одна из проблем - требования к новичкам. Согласно законам и традициям, кандидат должен продемонстрировать знание GAAP и GAAS. Тем не менее, с GAAP и GAAS в крупных фирмах работают менее 25% профессионалов. Большинство бухгалтеров сталкиваются в повседневной практике с массой вещей, часто глобальных, которые не укладываются в прокрустово ложе определенной профессии, работают, фактически выходя за рамки профессиональных стандартов и этических кодексов.

Карьеру бухгалтера можно представить в виде песочных часов. На входе сфера деятельности широка и разнообразна, но по мере роста бухгалтер часто сужает свою специализацию. Когда на него возлагают больше обязанностей, признают его авторитетность, даже делают совладельцем, круг его интересов и влияния расширяется вновь. GAAP и GAAS важны для бухгалтера только в узкой части часового сосуда - мы же пытаемся представить этот "перешеек" основой профессии.

Лет 10-20 назад те, кто хотел войти в деловой мир, видели в бухгалтерском образовании и должности хороший трамплин для получения основ, нужных в любой сфере бизнеса. Нынешние студенты понимают, что бухгалтерская тропа слишком узка: видя узкую горловину часов, они ищут более широкую основу для роста.

Мы беседовали со специалистами по торговым маркам, и они сказали, что, хотя имидж бухгалтера - мощный и положительный, он имеет свои пределы. Подобно японским автомобилестроителям, которые представили новые бренды, чтобы конкурировать с немецкими автомобилями класса "люкс", мы должны подумать о новой марке или звании (credential) для услуг, не укладывающихся в рамки рыночных представлений о том, что должен делать бухгалтер.

Институты займутся учреждением звания делового советника, которое лучше охватит весь диапазон услуг бухгалтерских фирм. Есть также мысль - создать действительно глобальную марку, которая повысит уровень этики и стандартов профессии, сумев охватить людей с широкими знаниями и большим опытом. CPA корнями останется в регулируемой среде, тогда как звание бизнес-советника будет саморегулироваться, отражать перемены на рынке.

CPA и другие

Craig: Импульс к принятию нового бренда мог бы поступить от двух групп людей: тех, кто хочет получить звание, и тех, кто хочет нанять и использовать обладателей этого звания. Вы видите серьезный интерес с обеих сторон?

Melancon: Исследования рынка в 11 странах показали, что пользователи сильно заинтересованы в "профессионализации" бизнес-советников, которые работали бы в соответствии с кодексом поведения. Такой вывод - результат бесед с исполнительными и финансовыми директорами, руководителями производственных и информационных отделов о том, какая помощь нужна им в принятии решений. А коль скоро спрос со стороны пользователей очевиден, многие захотят это звание получить. В первую очередь будут аккредитованы все действительные дипломированные бухгалтеры.

Craig: А захотят ли другие специалисты, не CPA, пользоваться этим званием? Что им это даст?

Melancon: Дипломированные бухгалтеры принесут с собой понимание этики и умение поддерживать знания на должном уровне. Другие профессионалы могут присоединиться к ним и получить звание, не становясь CPA, но продолжая специализироваться в финансовом планировании, информационных технологиях и даже в налогообложении. Процесс начнется с голосования членов восьми организаций по вопросу о принятии этого звания.

Мы заглядываем вперед на два десятка лет. Как будут предоставляться профессиональные услуги? Силами многопрофильных организаций? Если так, нужно ли нам здесь играть ведущую роль и предложить структуру, которую оценит рынок?

Craig: Получить такое звание захотят лишь профессионалы, предлагающие услуги на рынке?

Melancon: Нет. Для специалиста звание станет способом показать обществу и внутренним пользователям (работодателям и т. д.) глубокое знание бизнеса в профессиональном контексте. Дипломированным бухгалтерам такая мысль кажется очень привлекательной. Звание докажет, что они знают не только GAAP и GAAS.

Craig: Как по-вашему, новая платформа поможет бухгалтерам в налоговой практике? Для многих слова "бухгалтер" и "налоги" - синонимы.

Melancon: Еще не решено. Мы можем продолжить утверждение бухгалтера на рынке в качестве элитного специалиста по налогам или создать особое звание.

Craig: Судя по всему, ваша цель - создание новой профессии (которая охватит все, что обычно делают дипломированные бухгалтеры и бухгалтерские фирмы), но без довеска из последних двух букв СРА (public и accountant) и без правительственного регулирования. По-моему, вы повторяете попытку Стюарта Кесслера, который переименовал CPA в "certified professional advisor" (дипломированный профессиональный советник). Это огромный риск. А вдруг не получится? Что станет с репутацией звания СРА?

Melancon: Задача руководства AICPA - довести стратегические инициативы до членов организации. Наша цель - создать здоровые идеалы, которые подготовят членов организации к будущему. А принимать решения, в конечном итоге, предстоит самим профессионалам.

Наши меры не являются поспешным. Потребовалось немало усилий, чтобы понять суть перемен на рынке и научить наших членов использовать шанс, который дают эти перемены. Спрос на профессиональное звание существует. Вопрос в том, сможем ли мы охватить всех, кому такой подход выгоден, или же позволим другим развивать его без нашего вклада и влияния.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #97, #98

 

 

Реклама: