Letyshops

ERP: Технология будущего или прошлого?

Начало в выпусках: #104, #105, #106

Статья опубликована на сайте Enterprise software career center Allen Davis and Associates (www.softwarejobs.com)

Не сдаваться, а изменяться

ERP на распутье, это мы знаем. Что еще мы узнали об этом рынке? Мы поняли, что идти в ERP слишком поздно. Поняли, что сейчас важно непрерывно совершенствовать знания. Но разве это не равносильно бегству от ERP?

Большинство людей не хотят начинать все заново и врываться в неизведанную область е-коммерции. При этом нельзя просто выучиться и сразу погрузиться в е-бизнес: необходим реальный опыт выполнения проектов.

ERP-система все еще занимает немалое место в структуре е-бизнеса. Надо только понять, что она - элемент разнообразной группы корпоративных приложений, которые следует интегрировать и оптимизировать в эпоху Интернета. А значит, придется расширить навыки, выйти за пределы ERP.

В каком-то смысле, ваши карьерные шаги должны повторять шаги компаний. Можно по-прежнему кормиться от ERP, но к своим инструментам добавить другие, более острые. Есть простые, но умные ходы, которые подготовят вас к "эпохе интеграции".

Начнем с основной настройки (tune-ups):

  • системные администраторы ERP должны познакомиться со всей архитектурой систем в Интернете, а не только с частными ERP-технологиями;
  • программисты ERP - получить опыт объектно-ориентированного программирования или работы с Java, а не замыкаться на инструментах и языке своего ERP-приложения;
  • функциональные консультанты - разобраться в общих вопросах бизнес-процессов и получить отраслевую специализацию, а не только значительный опыт в рамках конкретного ERP-пакета.

Преимущество этих базовых "изменений в навыках" состоит в том, что их почти всегда можно достичь в ходе обычной реализации ERP-проекта. Чаще всего это естественная перестановка акцентов. Сложнее, конечно, если не можешь попасть на проект или твоя консалтинговая фирма держит тебя "на поводке" специализации. Но попытаться сдвинуться с мертвой точки, без сомнения, стоит. В случае удачи - станете ERP-консультантом нового типа, который умеет интегрировать разнородные приложения в мощную единую структуру. И если только компании не начнут крушить свои ERP-системы и заменять их чем-то совсем другим, у вас не будет оснований хватать спасательный жилет и прыгать с корабля ERP. Вместо этого можно взять новый курс - на Интеграцию Приложений Предприятия (Enterprise Application Integration).

Модели для "нового" ERP

Рассмотрим несколько возможностей для ERP на новом предприятии. Знакомясь с моделями, отмечайте, насколько они соотносятся с вашими личными знаниями и целями.

Расширенное предприятие с базовым ERP. В этой модели бэк-офис ERP - внутренняя основа, которая обеспечивает сетевую связь с клиентами, поставщиками, удаленными офисами и торговыми точками. Чтобы достичь этого, компания должна "расширить" ERP-системы, часто с помощью новейших компонентов. Кроме того, необходима значительная работа по интеграции. Поставщики справятся с этим, создав подлинно веб-ориентированные ERP, но им нужно время, и это лишь один фрагмент головоломки.

Клиент-ориентированная Интернет-совместимая цифровая цепь поставок. Смысл этой труднопроизносимой фразы таков: традиционные цепи поставок меняются. Во-первых, приложения и технология цепей поставок двинулись в сторону Интернет-модели, которая позволяет компаниям в реальном времени обмениваться информацией с поставщиками. Не все компании заняты производством, но каждая старается установить связь online с клиентами и/или партнерами, сделать процесс производства или обслуживания "близким" и понятным для них.

Во-вторых: так как функции планирования цепей поставок вынесены в Интернет, клиента легко включить прямо в процесс. Когда клиент сам поздно вечером проверяет в сети отгрузку товаров и меняет их комплектацию, возникают новые отношения. Если клиентскую информацию передавать непосредственно поставщикам, они всегда будут в курсе перемен в клиентских потребностях. В итоге все сэкономят на материальных запасах и избавятся от мертвых производственных линий.

90% компаний, желающих реализовать описанный вариант, нуждаются в ERP-системах, чтобы иметь интегрированные компоненты обработки счетов и заказов. Таким образом, ERP остается основой цифровой цепи поставок. Хорошая новость: работы здесь предстоит много, и доходность превысит ту, что дают традиционные ERP.

"Интеллектуальное Предприятие" ("The Intelligent Enterprise"). Чем больше запускается ERP-систем, тем больше у них выявляется недостатков. Руководители компаний и продвинутые пользователи начали понимать, что некоторые данные, содержащиеся в этих системах, не всегда легко получить в нужном формате. Пользователям необходима более гибкая и настраиваемая отчетность, а руководителям - стратегический анализ на основе данных. Традиционная ERP-система не отвечает потребностям нового "Интеллектуального Предприятия".

Например, наша цель - дать сотрудникам центра обработки заказов полную интегрированную информацию о клиенте и каждом контакте с ним. Все соответствующие данные необходимо собрать и проанализировать, чтобы выявить предпочтения клиента при выборе товаров и формы обслуживания. Большинство компаний на настоящий момент не обладают достаточным количеством такой информации.

Еще более серьезная проблема связана с анализом доходности клиента. Согласно логике, лучшее обслуживание надо предоставить лучшему клиенту. Часто лучший клиент - самый выгодный клиент, но не всегда именно он больше всех платит. Многие компании не понимают, насколько сложно получить от ERP-систему такую "интеллектуальную информацию".

Несмотря на указанные проблемы, приложения ERP могут и будут иметь большое значение для "Интеллектуального Предприятия". Миллионы сделок, хранящиеся в традиционной ERP-системе, содержат много ценной информации о привычках клиента, проблемах внешнего обслуживания и доставки. Эти данные надо уметь извлечь, сохранить и организовать исходя из различных потребностей подразделений компании. Трудно представить, как это можно осуществить без ERP-системы.

Анализ трех приведенных моделей позволяет сделать следующий вывод: профессионал нового типа должен мыслить масштабно. Конечно, не помешает и специализация, но чем яснее вы увидите и сформулируете важность своей работы в широком смысле, тем сильнее заинтересуете работодателей. Вы будете лучше выглядеть на интервью, если оцените деловой контекст, в котором применимы ваши навыки. Вы будете заметнее на проектах, если сможете увлечься стратегическими задачами своей компании.

Надеемся, что в одной из моделей вы нашли себе место, чтобы работать и развиваться, не оставляя ERP-корабля.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #108

 

 

Реклама: