Обзор рынка OLAP
Найджел Пендз
Эффект Microsoft
Microsoft OLAP, очевидно, "отхватил" значительный кусок рынка. Программу, выпущенную в начале 1999 года, используют большинство респондентов. Почти все, кто интересовался этим продуктом, его приобрели (часто даже не взглянув на предложение конкурентов).
Microsoft OLAP выбирают в основном из-за низкой цены. Впрочем, продукт работает хорошо, как и OLAP от Oracle. Хотя размер стандартных баз данных Microsoft OLAP довольно скромен, фактически пользователей с крупными базами здесь даже больше, чем у Essbase или Express.
Несмотря на распространенное мнение о нестабильности продуктов Microsoft, пользователи Microsoft OLAP значительно реже сетуют на качество программы, чем клиенты других поставщиков. Может быть, дело в том, что они еще не успели разместить новые приложения на всем предприятии.
Так или иначе, респонденты, работающие с Microsoft OLAP, действительно реже говорили о сложностях, связанных непосредственно с продуктом. Это (как и небольшая цена) объясняет, почему пользователи Microsoft OLAP лояльнее остальных.
OLAP и Интернет
Многие специалисты уверены, что приложения OLAP работают, в основном, через веб-браузеры. Исследование показало, что это пока не так. Несмотря на ажиотаж вокруг сетей, лишь 18% сайтов сообщили о 100-процентном размещении в Интернете. 28% не используют Web совсем.
Наибольшую распространенность в сети имеет MicroStrategy, наименьшую - Applix iTM1. Это не удивительно. MicroStrategy в течение ряда лет целенаправленно занимается Интернет-поставкой, тогда как большинство пользователей iTM1 всегда обращались к приложениям OLAP через электронные таблицы.
Невелико присутствие в сети продуктов Seagate Info и Essbase.
Популярные архитектуры
Мы спросили пользователей настольных OLAP, какую архитектуру браузера они предпочитают (Java, ActiveX, DHTML и т. д.). Зная о большом значении Интернета, можно было предположить, что предпочтение будет отдано одной из веб-архитектур. Однако получилось иначе.
Примерно 30% респондентов не имеют особых пристрастий. "Однолюбы", как правило, выбирают Java. 37% всех пользователей Oracle предпочитают именно эту архитектуру. Популярна она и у пользователей BusinessObjects.
Клиенты Brio поддерживают архитектуру поставщика, (слегка) предпочитая plug-in. Пользователям Cognos нравится чистый HTML, с которым охотно работают и клиенты PowerPlay. ActiveX "по душе" не многим.
В целом респонденты склонны использовать архитектуру своего поставщика: либо потому, что выбирают продукт из-за архитектуры (а это маловероятно), либо потому, что поставщик их "обучил".
Удивляет небольшое количество приверженцев XML (extensible markup language) или XSL (extensible stylesheet language). Практически забыт DHTML (dynamic hypertext markup language). А ведь именно это - излюбленные средства большинства поставщиков OLAP.
Выводы
В целом, пользователи довольны современными OLAP, хотя многие из вчерашних звезд, кажется, померкли.
У таких некогда известных продуктов, как Gentia, Holos, Pilot, SAP BW и SAS MDDB, очень мало активных пользователей, а удовлетворенность и лояльность оставшихся - ниже среднего. Клиенты определенно покупают больше мест, чем нужно, и порой вместо пользовательских мест получают ненужные программы.
OLAP-технологии определенно движутся в сторону Интернета, хотя и медленнее, чем прогнозировалось. Интерес к размещению OLAP на других платформах, кроме Windows PC, минимальный. Во всяком случае, пока.
Полную и подробную информацию об исследовании (+ 76 таблиц и схем, подробный анализ продаж и использования 10 ведущих продуктов, сжатый анализ 12 менее известных продуктов) можно найти на http://www.survey.com/reports/olap.