Обзор рынка OLAP
Найджел Пендз
Новый рывок старых знакомых
С технологиями OLAP (оперативный анализ данных) в том или ином виде мы знакомы уже лет 30. Почти все время они мирно бродили по задворкам ИТ, но теперь это в прошлом. Сейчас интегрированные серверы OLAP стали оружием Oracle и Microsoft, которым те бьют друг друга и конкурентов вроде IBM.
По данным отчета "The OLAP Report", объем рынка OLAP превысил 3 млрд. долларов и, в отличие от других рынков, пока не оккупирован "большой тройкой".
Несмотря на рост значения OLAP, до последнего времени никто не изучал использование этих технологий в реальном мире. Недавно компания Survey.com провела такое исследование. В нем приняли участие более 1300 человек.
Отсеяв респондентов, не имеющих современных инсталляций OLAP, мы оставили 644 участника из 45 стран. Почти 70% представляли США, 8,4% - Великобританию, 2,4% - Францию (см. Рис. 1).
Рис. 1: Географическое распределение респондентов
Приложения
Самым популярным приложением OLAP оказался анализ продаж; чаще всего анализировались данные ERP (планирование ресурсов предприятия).
Более дорогие приложения, такие как планирование/прогнозирование и анализ прибыльности/доходности, отстали совсем немного, а значит OLAP используют не только для рутинной отчетности.
Почти треть сайтов с OLAP-серверами применяют финансовые приложения, такие как бюджетирование и консолидация. Интересно, что модные карта сбалансированных показателей (balanced scorecard) и анализ маршрута перемещений (clickstream) попали в нижнюю часть списка: ими пользуются менее 20% организаций.
Успешность
В целом технологии OLAP внедряются весьма успешно. Около 85% респондентов намерены расширять их применение (хотя почти 40% назвали сдерживающим фактором цену). Большинство планируют приобрести новые современные продукты.
Общая удовлетворенность клиентов также высока. Более 70% респондентов полагают, что их проекты можно считать в основном или абсолютно успешными. Менее 3% сообщили, что цели достигнуты лишь частично.
Оценка успеха сильно зависит от используемого продукта. Обладатели Seagate Info чаще других выражали неудовлетворенность: лишь 43% сказали, что результат их устраивает. На другом полюсе - MicroStrategy, Express и iTM1. Более 80% их клиентов сообщают о полном или частичном достижении целей.
Циничные приверженцы хранилищ данных могут усомниться в этих цифрах, и небезосновательно. Хотя большинство респондентов довольны существующими программами, большая доля отказов от продуктов OLAP говорит о прошлых неудачах. В среднем 40% заявили, что отказались от использования OLAP. Для одного из ведущих продуктов эта цифра составляет 56%.
Проблемные области
Тем, кто имеет опыт внедрения приложений business intelligence в крупной компании, не нужно рассказывать, что организационные вопросы доставляют гораздо больше хлопот, чем недостатки продукта. Видавшие виды ветераны удивятся, что только 30% респондентов назвали политику компании одной из трех важнейших проблем.
32% опрошенных связывают серьезные сложности с качеством данных. 24% недовольны "изменением требований до завершения проекта".
О самих продуктах отзывы, в основном, положительные. Только чуть больше половины респондентов отнесли к основным проблемам какую-либо техническую недоработку. Согласно результатам исследования, в лучших продуктах (Microsoft OLAP и Oracle Discoverer) таких недостатков вдвое меньше, чем в большинстве ненадежных продуктов.
Каждый из участников упомянул в среднем 1,4 проблемы не технического характера: политика компании, низкое качество данных, несоблюдение требований. 20% пользователей повезло: у них не возникло серьезных трудностей.
Продолжение в следующем выпуске.