Letyshops

Чтобы студенты захотели быть бухгалтерами

Ричард Вангермеерш

Бухгалтеры полезны обществу

Эта фраза должна стать заклинанием каждого преподавателя любого курса по бухгалтерскому учету. Она должна красоваться в учебных планах, на классных досках, даже на пуговицах пиджаков. Хотя бы раз в день необходимо приводить примеры, подтверждающие это высказывание.

Подумайте о добровольцах из организации "Бухгалтеры в интересах общества", лауреатах конкурса "Образцовый бухгалтер" Американской Бухгалтерской Ассоциации (ААА). Вспомните, сколько полезного делается бухгалтерами ежедневно в коммерческой, некоммерческой, правительственной сфере. Слишком долго преподаватели представляли бухучет как необитаемый остров. Учебники и уроки надо заполнить людьми.

Это решение мы приводим первым, так как в отзывах на статью наиболее часто упоминалась Причина № 50 снижения количества и качества студентов бухучета: "неумение показать пользу бухгалтеров для общества". Остальные решения расставлены вне зависимости от их важности.

Многообразие экзаменов и званий

Преподаватели должны активно обращать внимание абитуриентов, предполагающих стать бухгалтерами, на многообразие профессиональных экзаменов и званий. Один из методов - повторять звания, которые может получить бухгалтер: "CMA CFM CIA CISA CFA CFE CPA CFP", - чтобы подчеркнуть широту профессиональных возможностей в области бухучета.

Такая информация опровергнет мнение, что СРА (дипломированный бухгалтер) - единственное общепризнанное звание. Она также избавит от необходимости тратить большие деньги на 150-часовую подготовку к экзамену на звание СРА.

Старшекурсникам нужна вторая специальность

Студенту надо внушать, что изучение бухучета станет хорошей базой для карьеры в области финансов и Информационных Систем Управления (MIS), которые можно взять в качестве второй специальности. Двойная специализация (бухучет и новые коммерческие специальности, такие как международный бизнес и финансовые услуги) - отличный старт.

Возобновить преподавание азов

"Знание азов бухучета еще никому не повредило, зато вследствие их незнания пострадали миллиарды предпринимателей и работников". Это утверждение полезно использовать при обучении началам бухучета, которое необходимо возобновить. Азы следует знать. Их следует усвоить. Без них бухучет, как и другие специальности, мало что стоят.

Из всех предложений это - самое обременительное для профессоров. Будет крайне сложно изменить подход к преподаванию бухучета, сформировавшийся за последние 10 лет. Для начала нужен открытый диалог, который, будем надеяться, поможет преподавателям понять, что они должны пересмотреть свои методы.

Возродить бухгалтерские клубы

Возрожденные бухгалтерские клубы не смогут конкурировать с Beta Alpha Psi (научное бухгалтерское "братство" США), но станут учебным полигоном для лидерства в этом обществе. Наш университет предпринял две попытки оживить прежнюю бухгалтерскую ассоциацию, и обе они провалились. С уменьшением членства в Beta Alpha Psi у нас не стало критической массы, чтобы поддержать студентов.

Мы не должны терять Beta Alpha Psi: это почетная награда для лидеров бухучета. Тем не менее, надо привлекать в клубы абитуриентов и агитировать их специализироваться на бухучете. Бухгалтерские клубы следует поставить на равных с Beta Alpha Psi. Скажем прямо, в нашем университете (возможно, и во многих других) не хватает соответствующих эффективных идей.

Важность практики

Преподавателям бухучета следует изучить как можно больше аспектов практической деятельности разных организаций. Мы должны говорить с бухгалтерами на одном языке, должны своими глазами увидеть, где предстоит трудиться нашим студентам. Практика поможет преподавателям ощутить, какую пользу приносят бухгалтеры и бухгалтерский учет обществу.

Это предложение решит и другую проблему: многие преподаватели бухучета не имеют опыта практической работы в малом бизнесе. Они должны видеть растущую пропасть между особенностями учета в малых и крупных организациях.

Преподаватели должны стать социально активнее

Чтобы дать студентам лучшее будущее, преподаватели бухучета должны быть инициативнее, чем они когда либо были. Мы - важные члены общества и серьезно влияем на его отношения с бухгалтерами и бухгалтерским учетом. Требование действовать энергичнее - это, возможно, самое сложное из всех предложений, так как преподаватели бухучета отдалились от социальных вопросов.

Мы должны довести до AICPA и NASBA важность раскрытия информации об экзамене на звание СРА и других бухгалтерских экзаменах, проводимых различными организациями. Мы обязаны активно участвовать в пересмотре существующих экзаменов на звание СРА и добиться более серьезного отношения к письменной части экзамена.

Мы должны сообщить AICPA и Большой Пятерке, что пренебрежительное отношение к независимости дипломированного бухгалтера и аудитора мешает студентам воспринимать бухучет как общественно-полезную специальность.

Мы должны побудить Американскую Бухгалтерскую Ассоциацию признать, что многие бухгалтерские программы оказались на периферии, а иным грозит вымирание. Мы должны демократизировать ААА и сделать ее частью решения, а не частью проблемы.

Следует говорить специалистам по персоналу об относительно низкой начальной зарплате в области бухучета. Следует говорить издателям о том, что их учебники по бухучету становятся все сложнее для восприятия.

Действенная 120-часовая программа

Необходимо сохранить традиционную 120-часовую программу для тех, кто намерен начать профессиональную деятельность по окончании четырех курсов. Этих студентов забывать нельзя.

Традиционные программы по независимому бухгалтерскому учету и аудиту надо передвинуть на пятый курс, а на четвертом ввести общий аудит. Продвинутый бухучет надо также переместить на последний год обучения и заменить факультативом по финансам или ИУС. Наши студенты должны быть готовы к работе во внутреннем аудите.

Колледжи и университеты обязаны выделить ресурсы для разных форм обучения: дневной, вечерней, по выходным, удаленной.

На перепутье

Для студентов и программ в области бухучета возможно хорошее будущее, если только некоторые из наших предложений будут реализованы. Мы находимся на перепутье: либо в учебных заведениях нас оттеснят на задний план, либо бухгалтерская специальность возродится. Имейте в виду: отступление в тень - шаг к исчезновению многих программ бухучета. Такое бедствие ужасно повлияло бы на общество, потому что бухгалтеры приносят обществу пользу.


Ричард Вангермеерш (Richard Vangermeersch), PhD, CMA, CPA, преподаватель бухучета в Университете Штата Род-Айленд.

 

 

Реклама: