Создание системы бизнес-правил. Часть 4
Барбара фон Халле
Главы 1-3 опубликованы в предыдущих выпусках.
Правила - третье измерение
Эту статью можно было бы назвать: "Роман о скрытом измерении". Позаимствуем идею из книги "Приключение в Плоской Стране" (Abbot, Edwin A, 1952): человек, воспринимающий мир одномерно, видит только линии.
Если посмотреть с края стола (одномерно) на такой трехмерный объект, как монета, он будет выглядеть не цилиндром (3 измерения) или овалом (2 измерения), а прямой линией (1 измерение). С этой точки зрения, любая фигура кажется линией, а остальные грани объекта скрыты, хотя и присутствуют.
Ток, кто воспринимает мир двухмерно, будет, конечно, видеть больше, чем просто линии. Он может различать треугольники, квадраты и другие фигуры. В частности, монету на столе он воспримет как круг.
Таким образом, "одномерный" и "двухмерный" наблюдатели будут иметь об одном и том же объекте разное представление. Более того, двухмерный не сможет описать округлость монеты одномерному, который ничего не знает об окружностях.
Для трехмерного наблюдателя монета - цилиндр, обладающий длиной, шириной и высотой. Однако он не сумеет разъяснить двухмерному понятие высоты, а одномерному - длины и ширины.
Правила можно считать третьим измерением деловой информационной системы. Первым - исторически были процессы. Именно как процессы мы, в основном, воспринимали системы. Разрабатывая и используя методологии анализа процессов, мы стали экспертами в "первом измерении" и создали мощные компьютеры для исполнения процессов.
Вторым измерением были данные. Мы начали воспринимать системы как сочетание процесса и данных и разработали методологии анализа данных. Некоторые из нас стали экспертами во "втором измерении", а для манипуляций с данными мы создали мощные СУБД.
В предыдущих частях статьи было дано представление о правилах как измерении. Мы увидели, что это измерение отличается от двух других: процессов и данных. Фактически оно добавило высоту в двухмерное восприятие системы. Теперь можно искать применение методологиям анализа правил, использовать и разрабатывать технологии для их исполнения.
Введение в анализ
Самое интересное в "измерении" правил - это их анализ. В процессе анализа артефакты, собранные на каждом пути правил, упорядочиваются.
К анализу следует приступать, когда готов комплекс правил, которые можно изучать и улучшать.
Результатом анализа должны стать: набор процедур управления бизнес-правилами и логическая модель правил.
В данной статье логическая модель правил состоит из трех основных результатов:
- набор правил, выраженный в стандартных терминах и фактах, проанализированный на предмет качества логики правил или семантической целостности;
- таблица или схема, которая отражает взаимозависимость правил;
- таблица или схема, где правила соотнесены с данными или знаниями, на которые каждое правило ссылается или которые создает.
Критерии качества
У многих из вас есть критерии, по которым вы судите о (семантическом) качестве логической модели данных. Рассмотрим критерии для оценки (семантического) качества правил:
- значимость/обоснованность (правило должно иметь смысл для целей анализа);
- неделимость (правило должно выражать одну идею, которую исполнитель, человек или машина, может использовать как руководство к действию);
- декларативность (правило должно предписывать решение или расчет, а не диктовать процедуру для исполнения и контроля решения или расчета);
- понятность/точность (пользователи должны понимать, что правило предсказуемо и повторяется при применении);
- полнота (правило должно иметь все необходимые интеллектуальные свойства);
- надежность (правило должно происходить из источника, уполномоченного решать, что именно такое правило необходимо данному предприятию);
- аутентичность (при копировании в различные формы - естественные языки, шаблоны, декларативные спецификации, исполняемый код - должно сохраняться исходное назначение правила).
Есть три критерия для оценки набора правил. Он должны быть:
- полным (имеются все правила, нужные для защиты цельности связанных деловых событий);
- уникальным/не избыточным/минимальным (нет бесконтрольных, избыточных правил);
- последовательным (отсутствуют явные внутренние противоречия).
На Рис. показано, когда и как в методологии бизнес-правил можно рассматривать каждый из десяти критериев оценки качества правил.
Рис. Советы, как повысить качество правил и наборов правил
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #143, #144, #145, #146, #147, #148, #149, #151