Создание системы бизнес-правил. Часть 3
Барбара фон Халле
Начало в выпусках: #138
Правила и решения
Этап 3 - выявить решения (выводы). Иногда решение - это просто исполнение какого-либо правила. Например, решение "товар имеется в наличии" можно принять, если на полке лежит хотя бы одна единица товара. В этом случае для решения нужно правило: если количество товара на полке больше нуля, то товар есть в наличии.
Нередко для принятия решения необходимо использовать несколько правил. Предположим, предприятие решило придержать последние 10 единиц товара для приоритетных клиентов. Выполнение такой установки потребует двух правил.
Первое: для приоритетных клиентов товар имеется, если на полках есть хотя бы одна единица товара. Второе: для неприоритетных клиентов товар имеется, только если на полках 11 и более единиц.
В примере с онлайновым тематическим парком принятие решений в системе происходит в процессах 2, 4 и 5. На Рис. приведены решения в процессах 4 и 5:
Рис. Процессы и решения
Процесс | Описание процесса | Решение |
4 | По ответам решить, имеет ли ребенок право войти в систему | Выполнено ли домашнее задание? Сделана ли работа по дому? Соответствуют ли учебные оценки? |
5 | Определить, позволяют ли допуск ребенка платежные данные его опекуна | Достаточно ли у опекуна денег для допуска ребенка в парк? |
Схемы раскрытия правил
Этап 4 - выявить источники правил. Источник правил - то, с чего начинается поиск правил. Источником может быть человек, документ или программный код.
Этап 5 - выбрать схему раскрытия правил. Схема раскрытия правил - описание маршрута, по которому вы двинетесь в поисках правил.
Вы создаете эту схему, потому что сами по себе правила не проявляются. Вы руководите работой экспертов по формулированию или поиску правил в документе или коде.
Схема "миссия - политика" начинается с миссии компании, переходит к политике, а затем к правилам.
Схема "применение - решение" начинается с частного случая применения, переходит к решениям, а затем к правилам.
Схема "разбор процесса - решение" начинается с диаграммы разбора традиционных процессов, переходит к решениям, а затем к правилам.
Схема "поток работ - решение" начинается с потока работ и ищет правила в различных точках.
Схема "анализ данных - правила" начинается с модели данных и ищет правила с ее помощью.
В примере с онлайновым тематическим парком мы используем схему "событие - решение", которая начинается с делового события, переходит к решениям, а затем к правилам.
Этап 6 - обзор правил для раскрытия. Необходимо определить типы правил, которые вы желаете раскрыть и формализовать. Для этого нужны соглашения о наименовании и способе выражения правил.
В случае с онлайновым тематическим парком мы хотим управлять строгими ограничениями, рекомендациями, расчетами, умозаключениями и разрешениями как отдельными правилами. Мы будем хранить их в созданном нами хранилище правил.
Имена правил будут указывать на тип правила (строгие ограничения, рекомендации, расчеты, умозаключения и разрешения) и на объект или атрибут, которым оно непосредственно управляет.
Продолжение в следующем выпуске.