Взгляд из северной столицы
Игорь Якобсон
к.т.н, главный эксперт ООО "Компас"
Журнал "Автоматизация бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий", 5 (май), 2000
Есть спрос - будет и предложение
Окидывая взглядом 15 прошедших лет, в течение которых советская власть постепенно сменилась сегодняшними рыночными отношениями (хотя и не вполне зрелыми), нельзя не заметить, что одним из первых устойчивых рынков стал рынок бухгалтерского, управленческого, торгового (одним словом - делового) программного обеспечения. Начало его формирования можно отнести к 1988-1989 годам. Примерно в 1995 году он стабилизировался, и с тех пор на нем не появилось ни одного нового крупного игрока.
Столь быстрое развитие объясняется просто. Для автоматизации всех управленческих функций нужно огромное количество программ (или, как говорят профессионалы, "софта"). Причем программы требуются самые разнообразные, что обусловлено различием учетных политик, бизнес-стратегий, размеров и видов деятельности предприятий-заказчиков.
При советской власти истинной нужды в автоматизации управления предприятием не было (как сказал в свое время академик Глушков: "Нельзя автоматизировать бардак"), и существовавшее в то время ПО было, мягко говоря, не приспособлено к реальной экономике. Неудивительно, что после перестройки спрос на деловой софт оказался весьма велик. А там, где есть спрос, предложение не заставит себя долго ждать.
Три способа автоматизации
Когда фирма решает автоматизировать свою деятельность, у нее есть три основных способа реализовать это решение.
Первый - принять в штат команду программистов, которые напишут корпоративную информационную систему (КИС), один к одному учитывающую специфику данного предприятия. Время и деньги, которых потребует такая разработка, настолько велики, что позволить себе их потратить может или очень богатая, или очень расточительная компания.
Второй путь схож с первым. Точно так же весь софт разрабатывается "под ключ". Разница состоит в том, что в штат берется гораздо меньше специалистов в области информационных технологий и их задача - приемка и сопровождение отлаженной системы. Сама разработка выполняется методом "аутсорсинга", то есть силами программистов из специализированной фирмы. Такой способ в конечном итоге обходится дешевле и, что более важно, с меньшими временными затратами, так как к проекту привлекается "сыгранная" команда, имеющая готовые наработки и большой опыт в создании подобных систем.
Самым распространенным на сегодня способом автоматизации (и не только у нас, но и на Западе) является приобретение готового (иначе говоря, тиражного) пакета программ с последующей его адаптацией силами разработчиков или специальных внедренческих предприятий. Этот процесс аналогичен подгонке готового платья к фигуре покупателя. Естественно, что полученный в результате костюмчик сидит не так хорошо, как сшитый на заказ. Порой приходится даже слегка похудеть, если жалко выбрасывать понравившуюся вещь. В управлении бизнесом для полноценного использования приобретенных программ зачастую меняются устоявшиеся бизнес-процедуры, перестраивается структура предприятия.
Порой эти вынужденные изменения только к лучшему - таким образом приобретение нового ПО помогает совершенствовать сами основы управления. И уж во всяком случае, все эти неудобства стоит потерпеть из-за сравнительной дешевизны данного способа по сравнению с двумя предыдущими.
Если у вас небольшая фирма, занимающаяся типичным видом деятельности, велика вероятность, что вам безо всяких переделок подойдет какой-нибудь популярный тиражный пакет. В этом случае автоматизация обойдется в сущие гроши.
Субъекты рынка
Говоря о рынке делового ПО, я, в основном, имею в виду именно сектор тиражных программных продуктов. Не вдаваясь в теорию, заметим, что основными субъектами любого рынка являются покупатели, производители и продавцы-посредники. Немаловажная характеристика рынка - методы продвижения продукции.
Поскольку потребительская структура Санкт-Петербурга в общем и целом не отличается от общероссийской (хотя в последнее время отмечен устойчивый крен в сторону крупных промышленных предприятий), мы не будем заниматься анализом клиентов. Поговорим лучше поподробнее о двух других составляющих - разработчиках и продавцах.
В качестве продавцов ПО выступают обычно сами фирмы-разработчики, их филиалы и представители (дилеры) в других городах. Продажа программ через магазины в Санкт-Петербурге распространена значительно меньше. Точнее, она неплохо шла в свое время. До сих пор "софтовые" отделения петербургского "Дома книги", магазинов "Техническая книга", "Садовая, 61" и др. торгуют коробками с тиражными бизнес-программами. Однако их роль постоянно уменьшается, они все больше склоняются к продаже компьютерных игр и системного ПО. Только самые маленькие компании со стандартными стратегиями учета берут на себя смелость приобретать деловой софт через магазины.
Причины этому две. Во-первых, клиент обычно рассчитывает не только купить программы, но и заказать комплекс услуг по их внедрению, что в обычном магазине сделать невозможно. Во-вторых, самостоятельно разобраться в море ПО чрезвычайно трудно. С последним обстоятельством связано и то, что в середине 90-х на рынке бизнес-софта появился новый вид услуг. Фирмы, чей штат состоит из экспертов, помогают клиенту выбрать наиболее подходящую для него программу. Самым ярким примером (и родоначальником экспертизы в области делового ПО) является московский салон "Финансист". В Санкт-Петербурге эти услуги оказывает АО "Центр".
Окончание в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #99