Подбор команды для проекта
Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"
Вступление
Структуру команды удобно представить в виде трех уровней: руководители, ядро команды и команда поддержки. Руководители - это администрация предприятия, на которой, в конечном счете, лежит ответственность за успех проекта. Их роль - обеспечить подбор эффективной команды, помочь устранить барьеры и предоставить финансирование. Ядро команды (основная группа) - это группа, отвечающая за выработку и осуществление решения. В команду поддержки входят специалисты по конкретным вопросам.
Рис. 1. Схема управления группой
В нашей статье основное внимание уделяется ядру группы и тому, как подбираются ее члены. Хорошее ядро команды может решить судьбу проекта. Осуществляя подбор, необходимо продумать следующие моменты:
- общий состав группы;
- критерии подбора;
- размер группы;
- процедура подбора группы.
Состав группы
Сильная команда объединяет обычно разных людей, обладающих разными талантами. В нее должны входить:
- те, кто досконально владеет существующим процессом (специалисты организации);
- те, кто активно использует процесс и работает в тесном контакте с клиентами;
- талантливые "технари";
- те, кто объективно оценивает процесс и результаты (к этой категории можно отнести консультантов);
- клиенты (если возможно) и поставщики (имеющие отношение к внешней стороне процесса);
- те, кто совсем не знаком с процессом (привнесет свежий взгляд и новое понимание).
Критерии подбора группы
Группа может объединять "самых-самых", но даже им надо сработаться, чтобы проект состоялся. Выбирая членов группы, убедитесь, что они:
- мыслят творчески и открыто;
- умеют играть в команде;
- пользуются уважением руководства, администрации и других лидеров.
Если руководители организации помогают в подборе группы, обсудите с ними эти критерии и добейтесь четкого понимания, чего именно вы хотите.
О размере группы
Рекомендуемый размер группы по реинжинирингу - от 3 до 12 человек. Малые группы (по 3-4 человека) работают быстрее и скорее выдают результат. Группы из более чем 7-8 членов требуют дополнительных организационных мероприятий, в том числе -формирования подгрупп.
Если вам нужно более 8 человек, лучше создать небольшую основную группу - ядро из 3-4 человек для руководства проектом в целом, а остальных разделить на подгруппы из 2-4 человек каждая.
Аргумент в пользу крупных рабочих групп - большая функциональная представительность, которая обеспечивает разностороннее понимание процесса и обширную базу знаний. Слабость таких команд в том, что они медлительнее и их участники, вследствие ограниченности ресурсов, нередко сочетают работу в группе с выполнением своих прямых обязанностей.
Можно создать рабочую группу размером меньше пяти человек, и она будет периодически отчитываться перед большей группой. Такая структура сделает команду динамичной и, в то же время, даст ей доступ к знаниям и мнениям большего числа специалистов.
Возможные роли в основной группе
Руководитель группы:
- отчитывается за результаты проекта;
- выбирает методологию;
- планирует проект;
- взаимодействует с оргкомитетом;
- заведует сметой;
- возглавляет группу.
Руководитель проекта (то же, что и руководитель группы в рамках малой группы):
- планирует проект и проверяет выполнение плана;
- руководит всей работой подкоманд;
- контролирует выполнение и выявляет опасности.
Секретарь (в малых группах нужен не всегда):
- организует совещания группы;
- помогает сохранять объективность;
- следит за повесткой дня и порядком проведения совещаний.
Члены группы:
- учатся у других;
- вырабатывают общее решение;
- проводят это решение в жизнь.