Обзор корпоративного управления
Демир Йенер
Начало в выпусках: #135
Дискуссионный доклад
Рабочее определение корпоративного управления
Корпоративное управление - это комплекс управленческих действий, которые компания должна произвести, чтобы достичь своих целей, завоевать хорошую репутацию и доверие кредиторов и инвесторов.
Корпоративная природа управления подразумевает, что процесс применим к организациям, имеющим форму корпорации.
Выделяют четыре основных признака корпорации: обособленность; ограниченная ответственность; централизация управления; свободная передача долей собственности.
Участниками системы корпоративного управления являются кредиторы и иные лица, с которыми корпорация взаимодействует в процессе существования. Данный доклад посвящен акционерной модели корпоративного управления.
Механизмы
К механизмам управления относятся юридическая и регулирующая системы. В основном - законы о ценных бумагах и компаниях, другие законодательные акты (о коммерции, о контрактах, о коллективных инвестиционных учреждениях, о банкротстве и неплатежеспособности, о конкуренции, о разрешении банковских и других споров).
Институтами корпоративного управления считаются: Комиссия по ценным бумагам и биржам, юридическая и судебная система, при которой саморегулируемые организации (SRO) осуществляют надзор и контроль за рыночными институтами и обеспечивают дисциплину среди участников на основе профессиональных этических кодексов.
Концепция корпоративного управления охватывает кодексы поведения, уставы и положения для контроля за акционерами (включая прямых иностранных инвесторов), советами директоров и менеджерами, принятые в рамках юридической и регулирующей структуры.
Чтобы оценить эффективность корпоративного управления, нужно изучить механизмы формирования и передачи капитала, посредством которых создаются модели собственности и контроля.
Модели корпоративного управления
Корпоративное управление часто связано с проблемой "принципал-агент", которая возникает, когда существует фактическое разделение между владельцами капитала и лицами, которые его контролируют. Например, если собственники нанимают специалистов управлять компанией от их имени.
Инвесторы нуждаются в управляющих как в специализированных агентах. Управляющие нуждаются в принципалах как в источнике капитала.
Функция корпоративного управления с точки зрения экономического подхода - "максимизация благосостояния" компании посредством управления от лица акционеров (см. Приложение 4 и 5 в конце статьи).
Чтобы объяснить отношения между владельцами и акционерами при корпоративном управлении используются две базовые модели: Модель акционера и Модель участника.
В узком смысле модель акционера описывает формальную систему отчетности высшего руководства перед акционерами.
В широком смысле модель участника управления описывает взаимодействие формальных и неформальных отношений с участием корпорации.
Продолжение в следующем выпуске.