Letyshops

Бухгалтерская отчетность в режиме он-лайн

Симон Петравик

Начало в выпусках: #29

Примечание редактора.

В западных странах, особенно в США, частные инвесторы играют огромную роль в формировании стандартов финансовой отчетности. Оперативное оповещение широкого круга частных инвесторов о результатах деятельности предприятия, является одной из важнейших задач компаний, занимающихся привлечением капитала с помощью ценных бумаг. Потому, говоря о публикации на Web-сайтах различного рода отчетности, автор уделяет особое внимание интересам "пользователей финансовой информации" - акционеров.


Информация, предоставляемая в SEC (Комиссию по ценным бумагам и биржам). В настоящее время акционерные компании предоставляют бухгалтерские отчеты в комиссию SEC в электронном виде. Действующая там система под названием EDGAR автоматически выполняет сбор, проверку, индексацию, прием и переадресацию получаемых документов. При помощи Web-сайта комиссии SEC www.sec.gov пользователи могут получить доступ к электронным отчетам компаний, открытым для публики. Таким образом, разместив на корпоративном Web-сайте ссылки на систему EDGAR можно предоставить непосредственный доступ к этим документам.

Сайт компании Hewlett-Packard служит хорошим примером такой методики. Он поддерживает множество ссылок и содержит краткое описание документов, к которым ведут эти ссылки. Например, одна ссылка приводит к годовым, квартальным и биржевым отчетам. Другая ссылка указывает на обязательную информацию для акционеров (proxy statements). В свою очередь, финансовая отчетность компании Baxter содержит только одну ссылку на систему EDGAR и приводит пользователя к длинному списку документов, предоставленных в комиссию SEC. Неискушенные посетители могут сразу и не найти то, что они ищут.

Пример компании ARCO демонстрирует альтернативный подход. В данном случае фирма сохраняет отчеты, предоставляемые в Комиссию по ценным бумагам, на своем Web-сайте, отсортировав ее по годам и видам формы. Это обеспечивает большие возможности для контроля, поскольку вся информация содержится в зоне досягаемости корпорации.

Курс акций. Могут быть показаны два курса: текущий и исторический. Сайт компании AT&T служит хорошим примером того, каким образом оба эти курса могут быть опубликованы. Текущий курс акций показан наряду с другой сравнительной информацией, например, индексом S&P 500 и курсом акций других телекоммуникационных компаний. Способ публикации, избранный компанией PG&E, проще. Присутствуют ссылки на другие Web-сайты, бесплатно показывающие котировки акций и ретроспективные данные.

Инструментарий анализа и построения запросов. Сайты компаний AT&T, IBM и Compaq содержат меню, позволяющие пользователям выбирать различные виды исторической информации. Данные извлекаются и представляются в виде отчета или графика. Это позволяет отдельным лицам исследовать на протяжении нескольких периодов такую статистическую информацию, как показатели реализации, себестоимость реализованной продукции, чистую прибыль или прибыль в расчете на одну акцию.

Компания Texas Instruments (TI) использует другой подход. Фирма размещает на сайте копию своего отчета о прибыли за предыдущий год. Пользователи могут вносить изменения, например, увеличивать реализацию на 1 млрд. долл., а счетчик "что если ..." вычислит совокупный эффект по всем строкам отчета, например, валовую прибыль или прибыль в расчете на одну акцию. Кроме того, пользователям предоставлена возможность вводить гипотетический курс акций. В этом случае счетчик "что если ..." вычислит новое соотношение между ценой и прибылью на одну акцию, а также рыночную стоимость акций и отношение этой стоимости к уровню доходов.

Несомненно, такой аналитический инструментарий существенно расширяет возможности пользователей по сравнению с чтением годовых отчетов, распечатанных на бумаге. Предоставляя подобные средства в распоряжение посетителей сайта, указанные компании демонстрируют свою готовность сделать информацию доступной, хотя и в этом инструментарии встречаются недоработки. Например, генератор отчетов компании AT&T выдает очень четкий график при поступлении запроса о процентном соотношении расходов и доходов. Тем не менее, этот генератор отчетов неверно вычисляет процентные увеличения и темп роста прибыли за год.

Я верю, что организации со временем усовершенствуют свои системы и исправят в них ошибки. Несомненно, это очень интересный способ сделать полезную информацию доступной.

Отчеты о годовых собраниях и презентации для специалистов по ценным бумагам. Web-сайты служат хранилищами важных бухгалтерских отчетов. Поскольку Web является электронной средой, финансовая информация может быть представлена не только текстовой форме. Например, на сайте компании AT&T заинтересованные лица могут прослушать воспроизведение отрывка записи с годового собрания акционеров. Сайт корпорации Hewlett-Packard содержит краткое содержание полугодовых презентаций для специалистов по ценным бумагам и ссылки на их полные тексты. Наконец, сайт компании Motorola включает запись телеконференций, на которых происходило обнародование отчетов о прибыли. Некоторые из таких телеконференций транслировались в прямом эфире через Интернет. Любое заинтересованное лицо могло прослушать трансляцию, получив предварительно свободно распространяемую программу-проигрыватель RealAudio с Web-сайта одноименной компании.

Международные презентации. Компания Microsoft публикует свои отчеты о прибылях и убытках на языке, в валюте и с учетом бухгалтерских соглашений, используемых в Австралии, Канаде, Франции, Японии и Великобритании. Поскольку любой человек в мире может иметь доступ к Web-сайту, этот метод можно порекомендовать всем компаниям, желающим предоставить информацию неамериканским инвесторам или кредиторам.

Подача акционерами своих голосов. Хотя это не назовешь бухгалтерской отчетностью, несомненно, голосование акционеров имеет к ней самое непосредственное отношение. На сайтах www.proxyvoting.com и www.proxyvote.com размещены материалы, необходимые для организации голосования акционеров. На последнем публикуются инструкции для голосования, контроль за ходом которого осуществляется путем ввода 12-разрядного кода. Существует также возможность получения подтверждения по электронной почте. Сайт proxyvoting.com содержит демонстрационную форму голосования, показывающую, каким образом голос может быть подан в режиме он-лайн. Наконец, по адресу www.usatoday.com/life/cyber/lech/ctc561.htm размещена статья из журнала USA Today, содержащая общую информацию относительно передачи голосов акционерами в режиме он-лайн. К слову сказать, в ходе последнего голосования в компании Vanguard Group 10 % акционеров сообщили о своем решении через Интернет, что позволило сэкономить 300 тыс. долл. на почтовых расходах.

Организация бухгалтерской отчетности

Для организации финансовой информации в режиме он-лайн наиболее важными являются следующие факторы. Практически на всех сайтах имеют место прямые ссылки на раздел, содержащий бухгалтерскую отчетность, и оглавление. Что же касается ссылок на связанную информацию, то их в настоящее время можно встретить только на нескольких Web-сайтах.

Прямые ссылки на раздел с финансовой отчетностью. Доступность финансовой информации должна быть ясно обозначена уже на главной странице. Например, на сайте компании Pfizer бухгалтерские отчеты можно найти, выбрав ссылку "Инвестирование в Pfizer" ("Investing in Pfizer"). Компания Xerox имеет две ссылки, указывающие на возможность доступа к финансовой информации: "Годовой отчет за 1997 год" и "Информация для инвесторов". Другими широко используемыми метками, указывающими на открытую для доступа бухгалтерскую отчетность, являются, например, "Информация для акционеров", "Информация о компании" или "Финансовая информация".

Создание оглавления. Заинтересованные лица должны иметь возможность быстро находить требуемую информацию в разделе, содержащем бухгалтерскую отчетность. Этой цели можно легко достичь, создав оглавление. Например, на сервере компании FauxCom представлена карта сайта, которая выглядит как схема организационной структуры. Каждый значимый элемент (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и т.д.) связан с соответствующим файлом. Корпорация IBM пошла по другому пути. На ее сайте используется выпадающие меню, содержащее доступные пользователям опции. Заинтересованные лица выбирают требуемый элемент из меню и переходят непосредственно в выбранное место. Наконец, главная страница сайта корпорации Xerox содержит оглавление, которое находится в левой части экрана, в то время как справа происходит вывод финансовых отчетов или примечаний. Каждый пункт связан с соответствующими данными.

Поддержка ссылок на связанную информацию. Годовые отчеты содержат огромное количество информации, разбросанной по многим секциям, например, бухгалтерским отчетам, комментариям или аналитическим материалам, подготовленным менеджерами компании. Чтобы облегчить пользователям работу со связанной информацией, целесообразно использовать ссылки. Например, на сайте FauxCom строка, показывающая товарно-материальные запасы в балансовом отчете, связана с комментарием к соответствующим методам ведения учета. В конце данного комментария имеется ссылка на информацию, поясняющую важнейшие составляющие товарно-материальных запасов: сырьевые материалы, незавершенное производство и готовую продукцию. А с этого места еще одна ссылка приводит читателей к комментарию, описывающему поправки при оценке стоимости товарно-материальных запасов.

Корпорация IBM применяет аналогичную схему. Строка, показывающая объемы реализации вычислительной техники в отчете о прибылях, связана с соответствующим пояснением со стороны администрации, которое, в свою очередь, показывает комментарии к сегментной информации, также касающейся реализации. Наконец, на Web-сайте компании Motorola названия финансовых отчетов, приведенные во вступительном параграфе заключения аудиторов, также связаны с исходной информацией.


Симон Петравик (Simon Petravick), доктор наук, дипломированный бухгалтер, является помощником профессора бухгалтерского учета в университете Бредли (Bradley).

 

 

Реклама: