Letyshops

Экспресс-оценка готовности Компании к самостоятельной разработке и реализации программы реструктуризации

Петр А. Капустин
E-mail: hrg@oks.ru

Начало в выпусках: #93

Из практики консультирования

Оценка конкурентоспособности Компании

Таблица 2 "Оценка конкурентоспособности Компании"

Факторы, способствующие повышению конкурентоспособности предприятия Оценка конкуренто- способности Факторы, препятствующие повышению конкурентоспособности предприятия
Сотруд- ники Руково- дитель
Постоянно и целенаправленно изучается рынок. + 0,72 - 3 Отсутствует четкая программа исследований рыночных ниш.
Всесторонне изучаются конкуренты и их деятельность. + 1,36 - 3 Отсутствует интерес к действиям конкурентов.
При принятии решений учитываются как внешние, так и внутренние факторы бизнеса, а также возможные социальные последствия. + 0,6 - 3 Решения принимаются без всестороннего анализа, возможные риски и последствия не просчитываются.
Существует стремление изучать новое, внедрять инновации. - 0,44 - 3 Существует боязнь изменений, внедрения инноваций.
Уделяется внимание информации об инновациях в сфере интересов предприятия и смежных с ними областях. + 1,68 - 3 Информация об инновациях и положительном опыте других предприятий не учитывается.
При решении задач управления используются специальные методы, приемы и технологии. + 0,08 - 3 Решения принимаются исходя из предыдущего опыта и "здравого смысла".
Уровень компетентности высшего руководящего звена - высокий. + 1,4 - 3 Уровень компетенции высшего руководящего звена - низкий.
Уровень профессионализма специалистов и персонала - высокий. + 0,84 0 Квалификация специалистов и персонала - низкая.
До сотрудников доводится своевременная и полная информация. - 0,16 - 2 Информация до сотрудников доводится с опозданием. Отдельные факты скрываются.
Уделяется внимание качеству производимых товаров и предоставляемых услуг, их соответствию стандартам ISO-9000, en и др. + 1,84 - 1 Внимание качеству продукции, товаров и услуг не уделяется.
Системы мотивации и оплаты труда постоянно совершенствуются и адаптируются к изменившимся условиям. - 0,56 - 1 Системы мотивации и оплаты труда не побуждают персонал к производительному труду
Информация о компании оправданно открыта и доступна для общества. + 0,72 - 1 Информация о компании неоправданно закрыта и не доступна для общества.
Компания привлекательна с точки зрения инвестиций. + 1,2 0 Компания не привлекательна с точки зрения инвестиций.
Руководитель берет на себя ответственность за последствия принятых им решений. + 2 0 Руководитель перекладывает на других ответственность за последствия принимаемых решений.
Персонал и руководители низшего звена участвуют в принятии решений. - 0,12 0 Решения принимаются узким кругом высшего руководства.
Отсутствуют конфликты и социально- психологическая напряженность в коллективе. + 0,52 0 Присутствует социально- психологическая напряженность в коллективе, постоянные конфликты между структурными подразделениями.
При принятии управленческих решений учитываются индивидуальные особенности персонала. + 068 0 Индивидуальные особенности персонала не учитываются.
Персонал своевременно обновляется, обучается, продвигаются наиболее перспективные люди. - 0,12 - 2 Персонал не обновляется, не обучается, продвижение - по принципу преданности и приближенности к высшему руководству.
Сотрудники ориентируются на клиента, на удовлетворение его потребностей, разрешение его проблем. + 1,08 + 2 Персонал ориентируется только на получение прибыли, высокий личный достаток.
Скорость и время выполнения обязательств выше, чем у конкурентов в рыночной нише. + 0,12 0 Исполнение обязательств замедлено. Бывают сбои и непредвиденные обстоятельства.
Персонал несет личную ответственность за выполнение обязательств, работ, результаты. Функции, права и обязанности четко закреплены за работниками. + 1 0 Никто не несет ответственности за выполнение конкретных работ. Права и обязанности сотрудников размыты.
Внешний вид сотрудников соответствует бизнесу компании. - 0,08 0 Внешнему виду сотрудников значение не придается.
Соблюдается детальная проработанность и юридическая чистота сделок. + 0,68 0 Детальной проработанности и юридической чистоте сделок значение не придается.
Строго обязательно сохранение конфиденциальности сделок. + 1,04 0 Необязательно сохранение конфиденциальности сделок.
Формальные и неформальные лидеры конструктивно сотрудничают. + 0,52 0 Между формальными и неформальными лидерами существуют противоречия и конфронтация
Действуют социально- ориентированные этические нормы и правила ведения бизнеса. 0 - 2 Действуют узко корпоративные нормы и правила ведения бизнеса.
Информация о компании открыта и доступна для сотрудников. 0 - 2 Информация о компании закрыта и не доступна для сотрудников.
Гарантийные обязательства расширены по сравнению с минимумом, определенным законодательством. + 0,4 0 Гарантийные обязательства ограничены минимумом, определенным законодательством, заметно стремление к их сокращению.
Реальное поведение руководителей и декларируемые ими принципы совпадают. + 0,88 0 Реальное поведение руководителей и декларируемые ими принципы не совпадают.
Итого 17,88 - 30

Для упрощения анализа отдельные вопросы группируются в смысловые блоки. Наибольшее внимание уделяется факторам/ситуациям, которые оценены менее чем на 2 и/или в отношении которых имеются существенные расхождения во мнениях сотрудников и Руководителя. Начинает формироваться "проблемное поле" Компании, которое должно быть изучено специальным образом.

Итоговые оценки

Таблица 3 "Итоговые оценки"

Респонденты

Итоговые оценки

Ресурсный потенциал Компании

(баллы)

Конкуренто- способность Компании

(баллы)

Готовность Компании к самостоятельной разработке и реализации адекватной стратегии реструктуризации
(баллы)
Руководитель - 21 - 30 - 33,2
Ключевые сотрудники 15,1 17,9 21,4
Средневзвешенная оценка - 3 - 6 - 5,9

Рассмотрим собственные выводы Руководителя, ключевых специалистов и средневзвешенную оценку готовности Компании к самостоятельной разработке и реализации адекватной стратегии реструктуризации.

Руководитель: плохо. Только крайние усилия и смена принципов управления, большая и неформальная помощь извне позволят решить стоящие перед Компанией проблемы. Реструктуризация необходима.

Сотрудники: имеются отдельные "белые пятна". Необходима заинтересованность руководителей всех уровней в повышении конкурентоспособности предприятия и наращивании его ресурсного потенциала. Внешних специалистов следует привлекать для решения отдельных задач по реструктуризации.

Вероятно, истина лежит посередине. Руководитель более требовательно и критично оценивает состояние Компании по сравнению с сотрудниками. Отмечаются серьезные расхождения в оценке Руководителем и сотрудниками:

  • квалификации персонала;
  • готовности системы управления предприятия к самостоятельной разработке и реализации программы реструктуризации Компании и ее бизнеса.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #95

 

 

Реклама: