Комплексный анализ финансовых отчетов
|
Сейчас мы рассмотрели ряд финансовых коэффициентов (и еще много можно было бы добавить). Хотя анализ соотношений может быть удобным способом интерпретации финансовых отчетов, важно обратить внимание на некоторые недостатки в использовании этих показателей и иметь их в виду. Коэффициенты должны интерпретироваться в свете конкретных обстоятельств. Например, прибыль на используемый капитал, скажем, 10% не может быть названа хорошей или плохой. При темпе инфляции в 20% прибыль будет недостаточной. И наоборот, норма 10% может быть приемлемой для предприятия с очень низким уровнем риска. Финансовые эксперты постоянно ищут некий стандарт сравнения, по которому можно было бы судить, являются ли соотношения, найденные ими, благоприятными или неблагоприятными. Одним из таких стандартов является эффективность деятельности компаний в одной и той же отрасли промышленности. Отсюда и выражение "межфирменное сопоставление" (IFC), который мы обсудим ниже. Мерилом может быть сопоставимая компания или средние статистические показатели ряда компаний в этой отрасли. Например, у компании А в течение учетного периода произошло падение прибыли на суммарные активы на 5%. Однако если прибыль на суммарные активы других компаний той же отрасли падает на 20%, то показатель компании А был скорее благоприятным, чем неблагоприятным. Однако проблема состоит в определении отрасли, в которой компании могут сопоставляться. Вместо проведения сравнений между фирмами внутри отрасли эксперт может составить суждение о компании по ряду отчетных периодов. Однако этот метод не обязательно будет информативным, особенно в случае изменения обстановки, в которой действует фирма, или переключения компании на другое направление деятельности. Показатель эффективности деятельности в прошлом периоде не обязательно будет тем показателем, который должен быть получен. Таким образом, тот факт, что коэффициент чистой прибыльности продаж в прошлом году составлял 3%, а в текущем году - 5% указывает на улучшение, но если бы имелось свидетельство, что этот коэффициент должен был равняться 10%, то прибыль за оба года была бы неудовлетворительной. Существует ряд других ограничений, связанных с применением анализа коэффициентов для изучения финансовых отчетов. За ряд лет должны выполняться корректировки на изменения в стоимости денег и/или повышения цен. Например, отношение продаж к основным средствам будет автоматически отклоняться в результате изменения уровней цен. Продажи, по определению, будут указываться в виде текущих доходов, тогда как основные средства чаще будут показываться по их первоначальной стоимости (за вычетом накопленного износа). Точно так же отношение, скажем, чистой прибыли к продажам будет искажаться из-за изменений цен. Хотя продажи указываются по текущим ценам, чистая прибыль представляется по-другому, поскольку начисление износа, в частности, основывается на первоначальной стоимости соответствующего актива. Кроме того, коэффициенты отражают эффективность деятельности в прошлом, что совсем не обязательно будет служить надежным прогнозом того, что может произойти в будущем. Существует много факторов, отсутствующих в финансовых отчетах предыдущих периодов, которые необходимы для расчета будущих финансовых показателей компании. Каковы планы компании на будущее? Каково качество ее рабочей силы? Какова ее сеть распространения и сбыта? Все эти факторы чрезвычайно важны для проведения всестороннего анализа. Главным достоинством анализа коэффициентов является то, что он ставит вопросы, требующие ответов. Сами коэффициенты никогда не дают ответов, но они должны вести к исследованию ситуации, на предмет того, что может быть правильным, а что - ошибочным. Другими словами, коэффициенты - это инструмент, которым нужно пользоваться с оглядкой и рассматривать его как подспорье при оценке. |
<<предыдущая | [1][2][3][4][5][6][7][8] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© ЗАО "Аскери-АССА" |