Letyshops

Реформа предприятия и переподготовка кадров

Идельменов С.В.
Публикация подготовлена по материалам исследования, обнародованного на недавней конференции Института стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП). Эта конференция, состоявшаяся в конце января 1999 года, стала итогом четырехлетней работы по реализации научно-исследовательской программы "Перспективы развития частного и малого предпринимательства". Проект был осуществлен по заказу правительства России в рамках предоставленного МБРР Займа содействия приватизации.
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Вместе с тем реальная работа не движется вверх-вниз вдоль линейно-функциональной иерархии, где имеют место только разрешения, принятие решений и приказы. Она пронизывает предприятия в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве своем никем не управляются и за которые никто не отвечает.

Бизнес-процесс - это поток работы, проходящий от одного специалиста к другому или от одного отдела к другому (в зависимости от уровня их рассмотрения). Как правило, не существует стандартного списка БП. Каждое предприятие, как и при разработке системы управленческого учета, должно разрабатывать свой перечень основных БП. Описание ситуации, в которой находится предприятие, в терминах БП способствует более глубокому пониманию сути проблем.

Например, при работе с сотрудниками Департамента развития АвтоВАЗа бизнес-процессы были проранжированы в следующей последовательности:

  1. мониторинг покупателей,
  2. разработка новых продуктов, машин,
  3. выбор и сертификация поставщиков,
  4. работа по управлению качеством продукции,
  5. повышение знаний поставщиков,
  6. выбор и сертификация дилеров,
  7. сервисное обслуживание проданных машин.

Таким образом, на смену функциональной ориентации приходит процессная ориентация предприятий.

При разработке представления о новом процессе важно использовать опыт консультантов в части вариантов решения данной задачи, найденных на других предприятиях. Особенно эффективны яркие примеры, когда находясь в предбанкротном состоянии предприятие ставило перед собой весьма амбициозные цели (стать лучшим в мире, в Европе, в РФ, в отрасли, в регионе и т.п.) и в кратчайшие сроки этих целей достигало. Не секрет, что подобная постановка вопроса положительно влияет на процесс генерирования свежих идей.

Новый процесс должен стратегически соответствовать целям организации, поэтому группа-разработчик, имея письменный текст стратегии, бизнес-план развития компании на год и сформированные требования клиентов, методом мозгового штурма генерирует максимальное число идей - "что мы хотим видеть в новом процессе". Предложения группируются по разделам: клиенты, технология, затраты, исполнители, сроки и т.д. Завершающим документом должно быть письменное изложение представления о процессе - описание состояния, которого следует достичь

Как показывает наш опыт, многие ключевые проблемы предприятий имеют межфункциональную природу, поэтому концепция БП может быть использована на практике на уровне межфункционального решения, описания и внедрения процессной организационно-управленческой структуры.

Самый простой способ - использование БП для определения ключевых проблем, над которыми будут работать межфункциональные группы, а этого можно достичь с различной степенью формализации.

Автор статьи - Идельменов С.В., доктор экономических наук, професор, зам. Генерального директора Социнтерна

<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© ИСАРП

 

 

Реклама: