Letyshops

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета. Глава VI. Стандарты IAS

6.4 Стандарт IAS 22. Учет объединения компаний и гудвилла (цены бизнеса) / 6.4.1 Определение | 6.4.2 Учет приобретения | 6.4.3 Слияние интересов

Учет в компании, объединенной в результате приобретения, должен осуществляться на основании метода приобретения. Метод приобретения использует совокупность затрат, понесенных в ходе этой операции как основу для учета приобретения.

6.4.2.1 Дата приобретения

Дата приобретения - это дата, на которую контроль над чистыми активами и деятельностью приобретаемого предприятия фактически перешел к покупателю. На дату приобретения покупатель должен:

  • внести в отчет о финансовых результатах результаты деятельности приобретаемого предприятия; и
  • отразить в балансовом отчете приобретенные активы и пассивы , а также гудвилл, положительный или отрицательный, возникающий на дату приобретения.
6.4.2.2 Стоимость приобретения

Приобретение должно быть отражено по своей стоимости. Эта стоимость может определяться уплаченной денежной суммой или иной обоснованной покупателем суммой, достаточной для получения контроля над чистыми активами компании, включая прочие расходы, непосредственно связанные с этим приобретением.

6.4.2.3 Учет определяемых активов и обязательств

Все приобретаемые активы и пассивы должны быть отражены в учете на дату приобретения при наличии у покупателя надежного измерения их стоимости или рыночной стоимости. Такие активы и пассивы считаются определяемыми активами и пассивами. Гудвилл или отрицательный гудвилл, возникающий при приобретении, представляет собой превышение цены приобретения над определяемыми активами и пассивами.

6.4.2.4 Распределение стоимости приобретения

Существуют два способа распределения стоимости приобретения на активы и пассивы приобретаемого предприятия. Оба они требуют полной либо частичной переоценки текущей стоимости активов и обязательств приобретаемого предприятия.

Первый подход заключается в оценке определяемых активов и обязательств по совокупности из:

  • текущей стоимости определяемых активов и обязательств в объеме, определяемом долей покупателя в приобретенных активах;
  • доли меньшинства в текущей стоимости активов и пассивов дочернего предприятия на момент, предшествующий приобретению.

Другой допустимый альтернативный метод - определить чистые определяемые активы и обязательства, над которыми покупатель получил контроль, по их рыночной стоимости, независимо от того приобрел ли он все или часть капитала другого предприятия, или он непосредственно приобрел активы. Впоследствии любая доля меньшинства определяется по наименьшей из текущих цен чистых определяемых активов и обязательств дочернего предприятия.

Разница между стоимостью приобретения и доли покупателя в текущей стоимости приобретаемых определяемых активов и обязательств приводит к положительному или отрицательному гудвиллу.

6.4.2.5 Трактовка гудвилла, возникающего при приобретении

На гудвилл необходимо начислять амортизацию, относя ее на затраты в течение полезного срока службы. При начислении амортизации на гудвилл, необходимо использовать метод равномерного начисления амортизации, если не возникнут обстоятельства, при которых более приемлемым станет другой метод начисления амортизации. Амортизационный период обычно не превышает пяти лет, до тех пор пока более длительный период, не превышающий двадцать лет с даты приобретения, не представляется обоснованным.

6.4.2.6 Отрицательный гудвилл, возникающий при приобретении. Предпочитаемый подход

Если стоимость приобретения меньше, чем текущая рыночная стоимость определяемых активов и обязательств, на дату приобретения, то:

  • текущая стоимость приобретенных неденежных активов должна быть пропорционально снижена, до тех пор пока не будет ликвидировано превышение;
  • если разницу невозможно ликвидировать полностью путем снижения рыночной стоимости приобретенных неденежных активов, оставшееся превышение признается отрицательным гудвиллом и рассматривается как доход будущих периодов. Он должен быть признан систематическим доходом за период, обычно не превышающий пяти лет, если более длительный период, не превышающий двадцати лет с даты приобретения, не представляется обоснованным.
<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© USAID Business Toolkit

 

 

Реклама: