Раскрытие финансовой информации на рынке ценных бумаг
|
Бюллетень МЦРСБУ |
Раскрытие финансовой информации на рынке ценных бумаг является одним из наиболее существенных условий его функционирования. За последние годы в России были сделаны значительные шаги в регулировании процесса раскрытия информации участниками рынка в части условий раскрытия, объема и форм раскрываемой информации. Среди законодательных актов в этой области следует выделить "Закон об акционерных обществах" и "Закон о рынке ценных бумаг". "Закон об акционерных обществах" был принят в 1995 г. Данный закон содержит специальную главу, посвященную учету и отчетности общества, а также раскрытию информации об обществе, а именно следующие требования:
"Закон о рынке ценных бумаг" был принят в 1996 г. и явился существенным шагом вперед в области отчетности эмитентов ценных бумаг. Кроме отдельных положений о проспекте эмиссии и отчетах эмитентов ценных бумаг, закон содержит специальную главу, посвященную раскрытию информации на рынке ценных бумаг, в том числе - финансовой. В целом требования Закона в этой области можно подразделить на:
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг являясь органом, регулирующим деятельность на рынке ценных бумаг, играет активную роль в сфере нормотворческой деятельности и практического решения вопросов раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг. С учетом перечисленных выше требований российского законодательства Комиссия принимает постановления, конкретизирующие порядок и форму представления информации, условия ее раскрытия. Кроме требований к эмитентам ценных бумаг, Комиссия устанавливает условия составления и представления финансовой отчетности для профессиональных участников рынка ценных бумаг: брокеров-дилеров, депозитариев, регистраторов, организаторов торговли, пр. Комиссией создан сервер в Интернете по раскрытию информации о выпусках ценных бумаг и их эмитентах. Практика работы с бухгалтерской отчетностью эмитентов на сегодняшний день поставили перед комиссией несколько основных проблем. Одна из них - это несопоставимость финансовой информации, представленной в отчетности за различные периоды времени. В целом, это связано со стремительными изменениями правил учета и отчетности, которые имеют место в течение последних лет. Однако, с точки зрения пользователя финансовой отчетности сопоставимость представленных данных является ключевым условием при их анализе и принятии решений об инвестировании, кредитовании и т.д. Еще одна проблема связана с полезностью представляемой информации. На сегодняшний день бухгалтерская отчетность уже не может быть классифицирована как ориентированная исключительно на налоги, однако в некоторой ее части это именно так. Необходимо четко разделять принципы составления и представления налоговой и финансовой отчетности, в противном случае произойдет смешение налоговых и финансовых целей, которые не только различны, но и нередко противоположны. В этой связи процесс реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами учета имеет очень важное значение, поскольку представляет возможность пользователям получать именно финансовую информацию о предприятиях. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг принимает активное участие в процессе реформирования бухгалтерского учета. В частности, в Комиссии ведется разработка проектов российских стандартов по финансовым вложениям и прибыли на акцию, Комиссия участвует в работе Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Самые высокие требования к раскрытию информации будут бесполезными, если ее содержание останется на прежнем уровне. Именно поэтому Комиссия связывает успех решения задачи по формированию в России прозрачного, с точки зрения информации, рынка с успехом реформы бухгалтерского учета. |
[вид для печати] | ||
© ICAR |