Формирование саморегулируемого объединения аудиторов и бухгалтеров
|
Михаил Никольский |
Бюллетень МЦРСБУ |
Введение | Необходимость создания новой саморегулируемой организации | Проект Устава |
Настоящее состояние рынка аудиторских и бухгалтерских услуг в России требует разрешения совершенно новой задачи - внедрения эффективного контроля за качеством профессиональной деятельности. Диктуется это тем, что в России вообще не существует процедуры контроля на рынке аудита и субъекта, выполняющего контрольные функции, даже среди органов государственной власти. Законодательная ситуация выглядит следующим образом. Существуют стандарты аудиторской деятельности, которые не закреплены нормативно-правовыми актами. Стандарты рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и не являются обязательными для участников рынка с точки зрения правовых норм. В силу ограниченности прав и обязанностей Центральных Аттестационных и Лицензионных Аудиторских Комиссий (ЦАЛАК) Министерства финансов и Центрального Банка РФ, не существует эффективного порядка и плана проверки качества услуг аудиторов со стороны лицензионных органов. Единственная форма влияния на качество услуг, которая сейчас доступна государственным органам - это отзыв лицензии у аудиторской фирмы. Реально проверка компаний на предмет качества услуг проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов только в единственном случае - для внесения компаний в список аккредитованных Всемирным Банком. Учитывая, что эта проверка является сугубо добровольной, в поле зрения проверяющих попадают только лучшие российские компании. Что же касается возможностей клиентов влиять на качество услуг аудиторов, то у них есть только один путь - суд. Почему же именно сейчас аудиторский рынок пришел в состояние, когда введение контроля качества услуг аудиторов и бухгалтеров стало насущной потребностью? Развитие аудита в нашей стране в 1987-1998 годах характеризовалось рядом экстенсивных факторов:
После кризиса 17 августа 1998 г. изменились многие факторы, способствовавшие экстенсивному развитию аудита:
Таким образом, необходимость введения контроля качества продиктована развитием самого рынка. Сказанное в полной мере относится к деятельности профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров. Их появление и развитие диктовалось исключительно экстенсивными факторами. Организации создавались для представления интересов и выражения мнений определенной группы профессиональных участников рынка в различных российских властных структурах, фондах, ассоциациях, в международных организациях, что они и делают с большим или меньшим успехом. По разным оценкам в настоящий момент существует порядка 50 различных профессиональных организаций и объединений. Большое количество профессиональных объединений безусловно способствует задачам представления интересов различных групп профессионалов в области аудита, так как, сколько различных групп, столько и различных интересов. Вместе с тем, сложившаяся распыленность объективно противодействует осуществлению контроля, позволяя участникам рынка в различных ситуациях маневрировать между различными объединениями, противопоставляя мнение одной организации другой. Перечислим те профессиональные ассоциации, которые присутствуют на российском рынке аудита и в той или иной степени формируют его. Российские профессиональные объединения:
Негосударственные организации
Кроме того, существует неформальное объединение представительств иностранных аудиторских компаний в России - всем известная "большая пятерка", которая также играет весьма существенную роль в формировании принципов деятельности на рынке. |
[1][2][3] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© ICAR |