Letyshops

Формирование саморегулируемого объединения аудиторов и бухгалтеров

Михаил Никольский
Бюллетень МЦРСБУ
Введение | Необходимость создания новой саморегулируемой организации | Проект Устава

В целом деятельность профессиональных объединений весьма полезна как для их членов, так и для развития рынка в целом. Но есть и проблемы.

Ни одно из объединений не ставило целью своей деятельности налаживание системы контроля ни на уровне учредительных документов, ни в практической деятельности. Ни одна из аудиторских организаций не имеет механизмов осуществления контроля - процедур мониторинга, соответствующего штата, а главное, согласия членов объединения на применение к ним контрольных процедур.

Необходимо отметить, что это и невозможно в нынешней правовой действительности. В силу действующего законодательства, а именно на основании Федерального Закона "О некоммерческих организациях" (все профессиональные объединения по форме есть именно некоммерческие организации), сутью деятельности всех профессиональных объединений может быть только представление интересов своих членов. Профессиональный контроль же не предполагается ни законодательно, ни, что особенно существенно, в силу сложившейся правоприменительной практики.

Однако, во всем мире контрольная деятельность давно является одной из главных целей развития профессиональных аудиторских и бухгалтерских организаций. Зарубежный опыт показывает, что контроль не только выгоден клиентам, он приводит к повышению профессионального уровня аудиторов и, как следствие, развивает профессию.

Итак, цель поставлена: налаживание эффективного контроля качества услуг аудиторов и аудиторских компаний в России. Совершенно очевидно, что положения о качестве профессиональных услуг аудиторов и бухгалтеров должны быть закреплены законодательно.

В данный момент на рассмотрении в комитете по бюджету, налогам и финансам Государственной Думы находится ряд законопроектов Федерального Закона "Об аудиторской деятельности". К нему можно присоединить пакет документов о контроле, включив туда описание целей и задач контрольной деятельности, возможных форм и методов контроля, а также описание организации, которая могла бы взять на себя контрольные функции. В связке с ФЗ "Об аудиторской деятельности" документы по контролю качества могут быть приняты без лишних проволочек.

Какому субъекту рынка доверить выполнение контрольных функций? Это должна быть организация, уполномоченная всеми заинтересованными сторонами защищать интересы участников рынка. Удачным примером могут послужить российские профессиональные организации, успешно работающие на рынке ценных бумаг, имеющие форму саморегулируемых объединений (СРО) - НАУФОР и ПАРТАД.

К сожалению, на сегодняшний день в России не существует организации, которая бы непосредственно связывала всех или большинство участников аудиторского рынка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо создать новое саморегулируемое объединение, которое будет представлять интересы всех, уже существующих профессиональных ассоциаций и которому будут делегированы полномочия ведения контрольной деятельности. СРО наряду с уполномоченными органами исполнительной власти может и должна стать основой системы регулирования профессии аудиторов в России.

В организационные принципы нового СРО необходимо заложить изначальный механизм оптимального учета интересов всех его членов. Здесь возможен достаточно простой и уже апробированный способ: СРО должно быть создано по фракционному принципу - буквально как российская Государственная Дума. В этом случае мнения всех субъектов будут адекватно представлены и удастся избежать столкновений по вопросам степени профессиональности тех или иных членов нового СРО. Это особенно важно на первом, организационном, этапе работы новой организации.

16 июня 1998 года Союз Профессиональных Аудиторских Организаций (СПАО) вынес на суд общественности проект создания новой саморегулируемой организации. С этого момента СПАО ведет переговоры с рядом профессиональных объединений по данному проекту и уже заручился поддержкой многих участников рынка.

По идее, предложенной СПАО, к созданию и функционированию нового саморегулируемого объединения должны быть привлечены основные государственные институты, имеющие отношению к рынку аудиторских услуг. Во-первых, исторически и ментально для нашей страны участие государственных органов является необходимым в любом сколько-нибудь серьезном деле. В России, в отличие от стран со сформированным гражданским обществом, очень сильны традиции зависимости от государства. А во-вторых, без поддержки соответствующих государственных органов деятельность будущей СРО вряд ли осуществима.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© ICAR

 

 

Реклама: