Letyshops

Прозрачность финансовой отчётности

Хенни ван Грюнинг, Мариус Коэн
Введение | Прозрачность и подотчетность | Что прозрачность не может обеспечить / Ограничения на прозрачность | Прозрачность в финансовой отчетности | Прозрачность и реформа бухгалтерского учета в России

Слова "прозрачность, подотчетность и стандарты" за последнее время приобрели значительную популярность. В процессе анализа причин бедственного положения компаний и стран эти слова часто используются, причем проблема соблюдения стандартов не остается без внимания. Тем не менее, не всегда понятно, каким образом можно увязать или оценить эти взаимосвязанные аспекты. Предоставление прозрачной и полезной информации об участниках рынка и совершаемых ими сделках является необходимым условием организованного и эффективного рынка. Это одна из наиболее важных предпосылок внедрения рыночной дисциплины. Рынки, предоставленные сами себе, не могут обеспечивать достаточный уровень раскрытия информации. Как правило, рынок уравновешивает предельные выгоды и предельные издержки раскрытия дополнительной информации, и конечный результат может вовсе не удовлетворять потребностям участников рынка.

Либерализация финансового и фондового рынка в 80-х гг., вызвавшая нестабильность финансовых рынков, увеличила потребности в информации как в средстве обеспечения финансовой стабильности. В 90-х гг. по мере все большей либерализации финансового и фондового рынка общество стало активнее требовать предоставление полезной информации. На финансовом рынке и в частном секторе минимальные требования к раскрытию информации не устанавливают качество и количество информации, которую следует предоставлять участникам рынка и обществу в целом. Так как представление информации является важным условием обеспечения стабильности рынков, регулирующие органы также уделяют больше внимания качеству этой информации. При повышении уровня требований к качеству информации со стороны участников рынка и регулирующих органов, хозяйствующие субъекты становятся заинтересованными в улучшении своих собственных внутренних информационных систем, что позволяет им приобрести репутацию компаний, предоставляющих качественную информацию.

В основе раскрытия информации лежат хорошие стандарты бухгалтерского учета и отчетности, а также адекватная методология раскрытия информации. Как правило, раскрытие подразумевает публикацию соответствующей качественной и количественной информации в годовой финансовой отчетности, к которой прилагается промежуточная финансовая отчетность и другая уместная информация. Предоставление информации стоит денег, и поэтому при определении требований к раскрытию информации необходимо сопоставлять ее полезность для общества с затратами предприятия.

Сроки раскрытия информации также очень важны. Раскрытие негативной информации обществу, которое в недостаточной степени способно правильно ее интерпретировать, может нанести ущерб предприятию. В тех случаях, когда информация является некачественной, и/или пользователи не в состоянии надлежащим образом интерпретировать предоставляемую информацию, требования к раскрытию информации должны иметь тщательно проработанный поэтапный характер и постепенно ужесточаться. С точки зрения долгосрочной перспективы, полное раскрытие информации приносит пользу, даже если возникают проблемы в краткосрочном периоде, так как издержки в рамках непрозрачной финансовой системы в конечной счете оказываются выше затрат по обеспечению ее прозрачности.

[1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© ICAR

 

 

Реклама: