Среди западных специалистов по бухгалтерскому учету существует стойкая тенденция пренебрегать старыми правилами бухгалтерского учета, считая их бесполезными. Однако, несмотря на недостатки этих правил, они играли важную роль в поддержании существовавшей экономической реальности. Даже если финансовые отчеты не содержали каких-либо существенных искажений, результаты все равно не соответствовали действительности из-за широко распространенных государственных субсидий и "экспроприации" прибыли в виде чрезмерно высоких налогов. Так, амортизационные отчисления облагались налогом, хотя амортизация является важной налоговой защитой для западных компаний. Многие старые концепции имели хорошие теоретические основы, однако субсидии и чрезмерные налоги делали измерение результатов деятельности хозяйствующих единиц ненадежным: - Принцип действующего предприятия (going concern) не подвергался сомнению благодаря государственным гарантиям. Управляющий неэффективной компании мог быть уволен, а ее работники лишены премии. Однако финансовые убытки не приводили к банкротству, так как правительство оперативно проводило вливание капитала или дотировало цены.
- В большинстве случаев практиковался учет на основе принципа начислений, за исключением учета процентов по долгам - такие проценты признавались только после своей выплаты. Нормы амортизации устанавливались по категориям активов, а размер амортизационных отчислений всегда считался по методу равномерного начисления износа.
- Себестоимость реализации показывалась отдельно от государственных субсидий. Не существовало никакой реальной надобности в поправке на безнадежные долги, так как банки гарантировали получение платежа за проданные товары через систему прямого перевода средств после получения счетов за проданную продукцию. В правиле наименьшей оценки стоимости запасов не было необходимости - хронический дефицит всех потребительских товаров создавал постоянный спрос.
- Постоянство применения учетных методик зависело от министерства финансов, а не от изменения правил.
- Находящиеся в собственности государства компании подготавливали сводные финансовые отчеты, которые, однако, были простыми арифметическими сводками, не содержащими поправок на применение принципов учета. Не требовалось составления отчетов о движении денежных средств, хотя некоторые компании использовали внутренние отчеты, чтобы планировать свои потребности в наличности.
|