Letyshops

Бухгалтерский учет в условиях рыночной экономики Польши

Макс Готлиб
Рыночные реформы как двигатель перемен | Переход к свободной рыночной экономике | Регулирование коммерческой деятельности | Старый бухгалтерский учет | Новый закон о бухгалтерском учете | Аудиторская профессия | Взгляд в будущее

В новой рыночной экономике большинство правительственных субсидий и чрезмерных налогов было отменено. Возникла необходимость в реалистичном измерении прибыли, по мере того как все новые компании частного сектора, как созданные "с нуля", так и приватизированные, приступали к своей деятельности. После переходного периода, во время которого были выпущены новые положения о министерстве финансов (1992-1994), парламент принял закон о бухгалтерском учете, вступивший в силу в 1995 году. Этот закон состоит из трех частей:

  • Часть 1. Подготовка финансовой отчетности на предприятиях. Все предприятия, чьи доходы за предшествующий год превышают уровень примерно в 400 тыс. долл. должны в обязательном порядке сдавать свои отчеты. В настоящее время в парламенте рассматривается предложение увеличить эту сумму для индивидуальных частных предприятий и товариществ до 800 тыс. долл. В основу данной части закона положены западные концепции, такие, как сопоставление доходов и расходов, постоянство применения учетных методик и ведение учета по принципу начислений. Нарушение закона наказывается денежным штрафом или, в некоторых случаях, тюремным заключением на срок до двух лет.
  • Часть 2. Первичные документы, бухгалтерские книги, вопросы контроля, хранение отчетов, автоматизация ведения бухгалтерского учета и инвентаризация. Именно в этой секции идет речь об обязанностях аудитора, аудиторских отчетах и частоте аудиторских проверок. К настоящему времени выпущено только семь аудиторских стандартов. Польские аудиторы обязаны применять международные аудиторские стандарты в случаях, когда при проведении проверки возникает необходимость обратиться к релевантному стандарту.
  • Часть 3. Формат и содержание финансовых отчетов, измерение активов и обязательств, представление прибыли, раскрытие учетной политики, примечания. Суммы балансового отчета проставляются по значению первоначальной себестоимости, несмотря на то, что высокий уровень инфляции был обычным явлением. Компании могут предоставлять таблицы с поправками на инфляцию, однако это не является обязательным. Падение уровня инфляции ниже 10% уменьшило значимость раскрытия подобной информации. В данной части детально описан как формат отчетов для отдельной компании, так и формат консолидированных отчетов. Обязательным является составление отчета о движении денежных средств, хотя во многих западноевропейских странах такого требования нет. С другой стороны, такое требование присутствует в международных стандартах бухгалтерского учета.

Закон соответствует требованиям четвертой и седьмой директив Европейского Союза, которые обязательны для всех входящих в эту организацию стран. Такое соответствие важно для Польши, поскольку, как было отмечено ранее, эта страна подала заявку на вступление в ЕС. Требования указанных директив носят общий характер и допускают применение разнообразных альтернативных методов. Например, британские и американские стандарты учета имеют больше соответствий, чем британские и немецкие стандарты, хотя Великобритания и Германия полностью выполняют все директивы ЕС.

Директивы ЕС не содержат учетной трактовки долгосрочных строительных проектов, слияний и поглощений, а также финансовых инструментов. При отсутствии национальных стандартов польские бухгалтеры обычно применяют международные стандарты учета.

Во многих странах ЕС существуют разные требования к составлению отчетности в больших и малых компаниях. К категории крупных компаний относятся банки, инвестиционные холдинговые компании, пенсионные фонды, страховые фирмы и акционерные общества всех размеров. Предприятия, отвечающие двум из трех следующих критериев, также включаются в эту группу: доходы превышают 3 млн. долл., активы превышают 1 млн. долл., число работающих превышает 50 человек. Такие компании должны ежегодно проходить аудиторскую проверку и публиковать свою финансовую отчетность вместе с заключением аудиторов в "официальном журнале". От остальных компаний, начиная с 1999 года, требуется проходить аудиторскую проверку раз в три года, однако финансовые отчеты публиковать в журнале не нужно. Требования к малым предприятиям проще: все финансовые отчеты, как проверенные, так и не проверенные аудиторами, должны сдаваться в районный административный орган и открываться для доступа всем желающим.

Польская комиссия по ценным бумагам установила дополнительные требования к отчетности. Варшавская фондовая биржа высоко оценивается западными наблюдателями за действующие там правила и процедуры проверки зарегистрированных компаний на соответствие выдвигаемым требованиям.

Число незарегистрированных на бирже акционерных обществ относительно мало (приблизительно 3800), в то время как количество остальных компаний (аналогичных компаниям с ограниченной ответственностью) достигает 100 000. Очень немного инвесторов станут читать финансовую отчетность незарегистрированных компаний, хотя она и доступна.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7] следующая>>
[вид для печати]
© CPA

 

 

Реклама: