Кооперация вместо конкуренции
|
Попов А.Е., Реут Д.В. |
Тенденции развития информационных технологий корпоративного значения / Контекст эволюции систем / Изменение внешней среды / Изменения организации деятельности | Изменение технологии управления / Изменение деловой культуры | Информационные технологии информационного общества / Информационные технологии переходят к обработке знаний / Проблема выбора системы управления бизнесом в России |
Изменение технологии управленияЧтобы управлять организациями в XXI веке, надо научиться управлять меняющейся системой в меняющейся среде На рубеже XXI века происходит принципиальное изменение ситуации с управлением. Теперь уже стала изменчивой не только внешняя среда, но и сами системы, взаимодействующие в меняющейся среде. Для устойчивости управления в такой ситуации, время принятия решения о внесении изменений в систему и время реализации такого решения должна быть много меньше постоянной времени изменений как для самой системы, так и для внешней среды. Медлительность системы может быть вызвана необходимостью воссоздания модели системы в каждом акте управления, чему обычно мешает отсутствие целостности модели, распределённой среди руководителей и их подчинённых. Для устойчивого управления меняющейся системой в меняющейся среде нужно по новому создавать модели организации Для управления меняющейся системой в меняющейся среде модель должна быть полной в смысле описаний организации и её деятельности. Ввиду большой сложности полной модели обычно исследуют несколько моделей меньшей сложности, созданных на основе предположений и допущений, а затем проверяют справедливость полученных результатов. Этот медленный процесс непригоден, когда всё быстро меняется. Если же строить исследования полной модели как процесс убывания разнообразия, то получим создать технологию непрерывной разработки стратегий и политик предприятия, и тогда мы всегда будем иметь обоснованную и версию стратегии и политик. Определяя параметры модели организации, соответствующие стратегии предприятия, мы тем самым понижаем сложность модели и исследуем отдельные политики, которые заведомо соответствуют стратегии. Реализующая описанный комплекс процедур структура представляет собой ЕДИНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (здесь и далее выделение авторов. Прим. ред.) предприятий XXI века . Масштаб организации ограничен технологией управления Размер бизнеса многих предприятий приближается к предельному для сохранения устойчивости и управляемости бизнеса. Для дальнейшего роста бизнеса необходима замена "бумажной технологии" управления. Иначе, либо размер бизнеса снизится до уровня, допустимого для "бумажной технологии", либо бизнес умрет. Изменение деловой культурыИзменение управленческого труда В мировой практике замечено, что эффективность предприятий увеличивается, если характер труда руководителей и менеджеров приближается к предпринимательскому. Проявилась тенденция отождествления деятельности руководителя с деятельностью предприятия. Руководителю недостает информации Растёт понимание руководителями в необходимости повышения их компетентности. Как и раньше, руководителю недостает информации, или информация отстает от ситуации. Часто консультанты предлагают улучшить деятельность через овладение современными методами финансового менеджмента и маркетинга. Вместе с тем растёт понимание, что только обучением управленческих проблемх не решить. Значение информации и знаний для бизнеса возрастает Предприятия оценивают свои информационные активы по их способности переводить информацию на новый уровень, позволяющий в конкурентной борьбе реагировать на требования рынка. Применяя технологии управления знаниями, организации добиваются поразительных успехов. Ценность информационных активов предприятий определяется не возможностью хранить и извлекать данные, а способностью динамически устанавливать соответствие информации специфическим процессам и беспрецедентным ситуациям . В перспективе успех предприятия будет зависеть от способности генерировать новое знание и осуществлять его внутрифирменный трансфер. Скорость обращения знаний становится решающим фактором борьбы за конкурентные преимущества . Предприятия перейдут к управлению на основе знаний Управление знаниями превращается в важнейший фактор создания благ и обеспечивает конкурентные преимущества лишь в том случае, если в самой концепции оно рассматривается не в качестве структурного звена контроля, а понимается и формируется в свете ориентации на смену парадигм. Знание означает способность организации упреждать события, "формировать" будущее. Динамика знания должна быть направлена на развитие способности организации к видению будущего, а не на консервацию существующего. Классическая парадигма управления знаниями, которая сформировалась на базе детального разделения труда, представляет по сути дифференцирование и сегментирование процессов обучения, труда и организационной деятельности. Отныне конкурентоспособность и процветание предприятий любых отраслей зависят не столько от материальных ресурсов (территории, количества зданий и цехов, производительности станков и машин), сколько от эффективности их организации и управления, наличия развитых средств коммуникации и кооперации с клиентами и партнерами, объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений, а также возможностей их интенсивного использования. Формулы ускоренного прироста информации и знания ЗНАНИЯ = ЗНАНИЯ + ИНФОРМАЦИЯ; ИНФОРМАЦИЯ = ИНФОРМАЦИЯ + ДАННЫЕ. |
<<предыдущая | [1][2][3] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© Попов А.Е., Реут Д.В. |