Управленческий учет по формуле "три в одном". Отчеты о материальных запасах. Сводки о запасах
|
Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. |
Отчеты о материальных запасах / Простои или сбои в процессе производства / Возникновение материальных потерь / Снижение себестоимости | Минимизация облагаемой прибыли / Снижение налога на имущество / Повышение оборачиваемости денежных средств | Сводки о запасах |
Минимизировать размер облагаемой прибыли (за счет обоснованного выбора в учетной политике того или иного метода списания материалов на себестоимость продукции)В зависимости от выбранного метода учета расхода материалов сумма, подлежащая списанию на себестоимость продукции, и стоимость остатков, переходящих на следующий месяц (период), могут существенно различаться. Наша справка. В бухгалтерском учете и отчетности, в соответствии с п. 49 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170, материальные ресурсы отражаются по их фактической себестоимости. Предприятиям предоставлено право самостоятельного выбора одного из трех методов оценки фактической себестоимости материалов, списываемых в производство:
При этом строительные организации могут, кроме вышеназванных, применять еще два метода:
Выбор того или иного метода оформляется в установленном порядке изданием соответствующего организационно-распорядительного документа (приказа или распоряжения руководителя предприятия). При этом исходя из допущения последовательности применения учетной политики выбранный предприятием метод учета материальных ресурсов должен применяться постоянно из года в год. Применение одновременно (в одном отчетном году) различных методов не допускается. По общепринятому мнению (обоснованному соответствующими расчетами), метод списания материалов на затраты по средней себестоимости выгодно применять в тех случаях, когда организация хочет усреднить конкретные значения прибыли за отдельные периоды и сгладить возможное влияние на ее размер колебания цен на материалы. При учете материалов по методу ФИФО в случае если первые по времени закупки были дороже, прибыль несколько уменьшится (а если, наоборот, дешевле, то прибыль увеличится). В период сильной инфляции применение этого метода, как правило, приводит к возникновению неоправданно большой "бумажной" прибыли. Учет материалов по методу ЛИФО дает прямо противоположный эффект, и принято считать, что при сильной инфляции применение именно этого метода является предпочтительным. Однако то, что предпочтительно на первый взгляд, не всегда оказывается таковым на самом деле и тем более не всегда является панацеей от всех бед. Большой эффект от регулирования себестоимости путем продуманного списания материалов в производство могут получить в первую очередь крупные предприятия, имеющие несколько складов. Проанализируйте движение материалов на складах, порядок их отпуска в производство и порядок списания на себестоимость. Поскольку пунктами 15, 20 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н, определено, что метод для списания материалов (ФИФО, ЛИФО, средняя себестоимость и др.) выбирается для конкретного их вида и должен оставаться неизменным в течение года, то у организации есть большой простор для управления этой составляющей себестоимости. Например, организация установила, что пользуется методом ФИФО, но у нее несколько складов, на которых лежат материалы одного вида, закупленные по разным ценам. С какого склада возьмете материал -- такой будет и величина себестоимости. Просто до гениальности. Но для того, чтобы не ошибиться, когда, сколько и с какого склада можно взять, необходимо точно знать, где и что есть или будет. Возможность перемещения материалов со склада на склад при применении метода средней себестоимости и использовании средств вычислительной техники для быстрых расчетов в принципе позволяет регулировать себестоимость до необходимых размеров с поистине ювелирной точностью. Для небольших организаций "простор для творчества" не так широк, но некоторые возможности все же имеются. При этом помните, что иногда своевременное наличие информации может избавить вас от очень крупных неприятностей (см., например, ситуацию выше). Снизить размер налога на имущество (за счет сведения к минимуму материальных запасов на конец квартала)При четкой увязке сведений о запасах с планом закупок и планом производства вы можете в конце каждого квартала различными путями свести эти запасы практически к нулю. Это позволит сэкономить 2% от суммы снижения стоимости запасов за счет уменьшения на эту сумму налога на имущество. Для многих организаций эта сумма может оказаться весьма существенной. Пути снижения запасов могут быть самыми разными -- в смекалке умудренных жизненным опытом читателей авторы не сомневаются. Повысить оборачиваемость денежных средств (за счет контроля за их отвлечением на приобретение сверхнормативных запасов)Как только у вас появляются сверхнормативные запасы или неликвиды (материальные ценности, которые уже не будут использоваться вами для производственных нужд, или товары, которые длительное время не находят сбыта), необходимо, во-первых, пересмотреть план закупок, а во-вторых, решить, что делать с теми запасами, которые уже имеются. Возможно, накопившиеся запасы следует срочно превращать в товар и продавать. Ведь через какое-то время они могут быть уже вообще никому не нужны (например скоропортящееся сырье для пищевой промышленности или устаревшая, ставшая немодной ткань и т. п.). В любом случае ненужные запасы -- это ваши мертвые деньги, которые не приносят вам прибыли (если только это не выгодное вложение в быстро дорожающий товар), а в конце каждого квартала приносят явные убытки (потому что вы заплатите 2% от их среднегодовой стоимости как налог на имущество). Технология составления, а также практические примеры составления и анализа отчета подробно рассмотрены в соответствующих разделах книги. |
<<предыдущая | [1][2][3] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. |