Недостатки анализа CVP возникают из допущений, на которых этот анализ основан. Задание Основные допущения анализа CVP обсуждались в предыдущем блоке этой рабочей тетради. Попробуйте вспомнить их. Вы могли вспомнить некоторые из следующих допущений: - все затраты могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным;
- постоянные затраты являются неизменными;
- удельные переменные затраты не изменяются;
- продажная цена единицы продукции является постоянной;
- уровень деловой активности предприятия является единственным фактором, влияющим на изменения объема затрат и доходов предприятия;
- объем продаж соответствует объему производства;
- ассортимент продукции является неизменным.
Недостатки При рассмотрении допущений в приведенном выше порядке краткое изложение их недостатков будет выглядеть следующим образом: - Вы уже знаете, что анализ суммарных затрат представляет собой непростой процесс, и в лучшем случае он является только оценкой, а в худшем случае может ввести в заблуждение.
- Постоянные затраты являются неизменными только в течение короткого периода времени и при ограниченных уровнях деловой активности.
- Удельные переменные затраты являются постоянными только в течение короткого периода времени. Невозможно всегда прогнозировать увеличение затрат на заработную плату и материалы, которые будут влиять на переменные затраты.
- Продажная цена единицы продукции является постоянной только в течение короткого периода времени.
- Помимо объема производства на затраты и доходы предприятия оказывают воздействие и другие факторы (например, производительность, рыночные факторы и т.д.)
- Как бы хорошо не был налажен процесс планирования на предприятии, объем производства очень редко точно соответствует продажам. Некоторые предприятия производят чаще для пополнения запасов, чем непосредственно для продаж, и поэтому уровни запасов скорее отражают уровни будущих продаж, нежели текущих.
- Ассортимент продукции редко остается неизменным.
Конечно, маловероятно, чтобы все допущения анализа CVP можно было применить одновременно к одному предприятию, даже в течение очень короткого промежутка времени. Но даже если такое и бывает, то прежде всего относится только к ограниченному масштабу деятельности. Следовательно, анализ CVP является грубым инструментом руководства, применяемым в целях планирования и принятия решений. Мы можем также отметить, что чем продолжительнее рассматриваемый период времени, тем более вероятно, что допущения анализа не будут подходить. Преимущества Хотя мы знаем о недостатках анализа CVP, это не означает, что он не может быть полезным руководству. Существует несколько преимуществ анализа CVP, которые делают его пригодным для использования: - Анализ CVP основан на принципах метода калькуляции по предельным затратам, который мы рассматривали в предыдущем модуле этой рабочей тетради. Как вы должны помнить, калькуляция по предельным затратам является методом учета, который лучше всего отражает подлинную природу постоянных и переменных затрат.
- Допущения о неизменных постоянных затратах, удельных переменных затратах и продажной цене единицы продукции могут найти краткосрочное применение, что предполагает пригодность анализа CVP для краткосрочного планирования и принятия решений.
- Если объем производства не соответствует объему продаж, то это не влияет на планирование прибыли на предприятиях в случае применения метода калькуляции по предельным затратам. Если компания применяет метод калькуляции с полным распределением затрат, то в показатели ожидаемых прибылей могут быть внесены поправки на изменения в уровнях запасов.
- Анализ CVP учитывает риск и неопределенность, присущие процессам планирования прибыли и принятия решений, позволяя руководству использовать различные комбинации составляющих анализа в ситуациях "что, если" (например, "что, если" мы сможем достичь только 80% от ожидаемого объема продаж, "что, если" постоянные затраты превысят ожидаемый объем на $200,000 и т.д.)
|