Бухгалтерский учет в России
|
Экспертная группа газеты "Аудит сегодня" |
Продолжение. |
Регистры бухучета | Регистры бухучета (продолжение) | Нормативные документы по бухучету | Нормативные документы по бухучету (продолжение) |
Что такое регистры учета? Наверное, каждый видел форму баланса, сдаваемую в ГНИ. Это две страницы убористого текста, сгруппированного по разделам. Раздел, в свою очередь, должен составляться на данных синтетических счетов, синтетические - на данных аналитических счетов. Счета, официально предусмотренные Планом - от 01 "Основные средства" до 95 "Долгосрочные займы". В крупной организации их значительно больше, зашкаливает за 150, с учетом субсчетов. В самой мелкой организации, освобожденной от НДС; где в штате - один человек; не начисляется зарплата; отсутствуют основные средства - счетов порядка тридцати. Каждый из них должен иметь свой порядок формирования и переноса итоговых цифр в отчетность. И вот представьте, что по этому важнейшему этапу бухучета, основе основ в Закон наши разработчики предусмотрительно внесли всего две фразы, из которых мы узнаем, для чего предназначены регистры - "для систематизации и накопления информации, а также то, что в регистрах отражаются хозяйственные операции (статья 10 Закона "О бухгалтерском учете"). Причем изложены они так намеренно сумбурно, что каждое слово не конкретно и вызывает вопросы. Пункты 1 и 2 статьи 10 Закона: 1. Регистры бухгалтерского учета (что это такое?) предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах (какие документы устанавливают обязательный и рекомендуемый порядок принятия?), для отражения на счетах бухгалтерского учета (каким документом устанавливается порядок ведения счетов?) и в бухгалтерской отчетности (каким документом установлен порядок переноса данных счетов в отчетность?). Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. 2. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их (вторая часть пункта 1 и пункт 2, особенно при наличии пояснений к первой части - пустая болтовня). Первый пункт, по нашему мнению, должен выглядеть так: "1. Регистры бухгалтерского учета - это формы, установленные ______ (название нормативного документа или статьи Закона), которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых в соответствии с ______ (название нормативного документа или статьи Закона) к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета в порядке, установленном _____________ (название нормативного документа или статьи Закона), и в бухгалтерской отчетности согласно статье _________ Закона". При таком уточнении вторая часть пункта 1 действующей редакции закона и пункт 2 становятся лишними. Далее - очень важен установленный порядок хранения документов вообще, и регистров, в частности. Он должен быть единым (именно порядок, а не только сроки). Сейчас такого порядка нет. Некоторые пытаются компенсировать его отсутствие "Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете", утв. Минфином СССР 29.07.83. № 105. Но оно, также как и Инструкция 60-го года о ведении регистров, просто забыто нашими разработчиками, не имеет никаких изменений и уточнений. Положение устарело. Тем не менее, оно никем не отменялось, а поэтому действует, в отрыве от Закона о бухучете и всех последующих документов (ПБУ, Плана счетов и других). Сейчас же в Законе "О бухгалтерском учете в РФ" о хранении регистров сказано лишь, что они должны быть обеспечены защитой от несанкционированных исправлений (п. 3 ст. 10 Закона). Какой защитой, не уточнено, а, тем более, не установлено. Поэтому в статье "Регистры" Закона так же необходим и пункт о документе, устанавливающим порядок и сроки хранения. Фактически нормативная база по бухучету сейчас выглядит следующим образом. |
![]() | ||
<<предыдущая | [1][2][3][4] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© Аудит сегодня |