Letyshops

Управленческий учет по формуле "три в одном". Отчеты о бартерных сделках. Сводный отчет о бартерных сделках

Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н.
Предлагаем Вашему вниманию выдержки из книги. По вопросам приобретения обращайтесь в Издательско-консультационную компанию "Статус-Кво 97" по телефонам: (095) 274-24-00, 274-23-92
Отчеты о бартерных сделках. С какой целью они составляются? / Ситуация из жизни | Сведения об объеме продаж и (или) закупок / Количество продукции, реализуемой по бартеру / Эффективность реализации каждого продукта / Оценка возможности своих покупателей и поставщиков / Планирование доходов и расходов | Сводный отчет о бартерных сделках

Какую же информацию могут извлечь руководитель или менеджеры организации из отчета о бартерных сделках?

Сведения об объеме продаж и (или) закупок, производимых по бартеру, и отклонениях фактической цены бартерных сделок от цен, обычно применяемых при заключении договоров, расчеты по которым осуществляются в денежной форме

Причинами различий в ценах могут быть:

  • взаимная выгода и для вас, и для вашего партнера от реализации (приобретения) продукции по более низким ценам. Это просто идеальная ситуация. Только проверьте на всякий случай, будут ли налоговые последствия в случае применения более низких цен;
  • снижение покупательной способности вашего партнера и невозможность продать вашу продукцию по более высоким ценам (или, напротив, отсутствие у вас денежных средств и невозможность для вас приобрести необходимые материальные ценности на других условиях). В этом случае вам действительно не остается ничего другого, как заключать бартерные сделки на условиях, не слишком выгодных для вас. Однако, делая это, как и в предыдущей ситуации, не забудьте проанализировать налоговые последствия такого шага.
Знать в любой момент времени количество продукции, реализуемой по бартеру

Следует проанализировать причины увеличения либо снижения количества и объема бартерных сделок. Очень часто их увеличение -- первый симптом неблагоприятных изменений на рынке потребителей вашей продукции. Как правило, приобретение продукции по бартеру (если это недолговременные, устойчивые связи) свидетельствует о наличии финансовых трудностей у покупателей. Естественно, это требует особого внимания со стороны менеджера, чтобы принять необходимые управленческие решения с целью не допустить каких-либо негативных последствий.

Отслеживать эффективность реализации каждого продукта

Для всестороннего анализа деятельности организации важно не только то, какая продукция продается быстрее, но и какая приносит больше прибыли и за какую быстрее расплачиваются. Не менее важен и способ ее оплаты. Если машиностроительный завод в обмен на свою продукцию получает вагон сахара, то вместе с прибылью (а иногда и вместо нее) руководство завода приобретает головную боль, не зная, что с этим сахаром делать. Даже раздать сахар работникам -- труд немалый (было бы гораздо проще выдать эту сумму деньгами). А к этому добавляются проблемы с бухгалтерским учетом и налогообложением подобных операций.

Анализ динамики продаж с различными способами оплаты по каждому продукту (или их группам) позволит выявить тенденции изменения их эффективности и определить соответствующие приоритеты в их производстве и продвижении на рынок.

Одновременно получение по бартеру необходимого вам сырья (или "ходовых" товаров предприятиями торговли), скорее всего, приносит определенную выгоду (в частности, не отвлекаются из оборота денежные средства). При этом обратите внимание на цену, по которой данное сырье будет принято к учету, и на налоговые последствия, связанные с реализацией продукции по бартеру.

Оценивать возможности своих покупателей и поставщиков

Зная потребности каждого покупателя и поставщика в том или ином способе расчетов и тенденции их изменения, вы сможете спланировать не только возможные объемы реализации продукции, но и объемы предстоящих в связи с этим налоговых платежей.

Эти сведения помогут вам оценить объем будущих денежных поступлений или расходов на приобретение сырья. Кроме того, выяснение причин изменения способа закупок (что может означать изменение платежеспособности каждого покупателя) -- один из важнейших элементов исследования рынка.

Планировать доходы и расходы организации. Планировать движение денежных средств

Только после того как вы оценили ситуацию на рынке, узнали, что, сколько, кому и используя какой способ оплаты вы сможете продать, можно смело приступать к планированию денежных потоков.

Если потенциальный объем продаж вашей продукции по бартеру будет расти, то стоит позаботиться о том, откуда вы будете получать деньги на текущие расходы. При этом вам придется уточнить:

  • размер запланированных доходов (реализация продукции по бартеру, как правило, не только снижает приток денежных средств, но и приводит к общему снижению рентабельности производства и реализации продукции);
  • план закупок сырья и материалов (не исключено, что при снижении объема денежных поступлений вам придется либо увеличить скорость оборота денежных средств, либо подумать о том, чтобы часть сырья покупать по бартеру);
  • плановую себестоимость продукции (недостаток денежных средств довольно часто приводит к удорожанию закупок) и пути ее минимизации;
  • отпускные цены (не возрастет ли себестоимость настолько, что продукция будет реализована с убытком)*.

* Если в результате вам придется увеличить отпускные цены, проанализируйте еще раз цепочку: объем продаж -- объем выпуска -- себестоимость. Не исключено, что повышение цен приведет к еще более значительному снижению объемов продаж, что, в свою очередь, влечет за собой снижение объемов производства и новое повышение себестоимости продукции за счет роста доли условно-постоянных расходов.

Технология составления, а также практические примеры составления и анализа отчета подробно рассмотрены в соответствующих разделах книги.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н.

 

 

Реклама: