Letyshops

Трудности сравнения бизнесов компании при выборе перспективы развития

Шелухин И.С.
ИКФ "АЛЬТ", С.-Петербург
Тезисы выступления на конференции "Управление в России: отказ от иллюзий" (Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2000г.). Предоставлены ИКФ "АЛЬТ".
Постановка проблемы | Методы анализа | Недостатки модели

Определяя метод анализа, мы всегда стоим перед выбором: простой, наглядный и, главное, быстрый анализ или глубокий и всесторонний.

Один из вариантов был предложен Бостонской консалтинговой группой - это так называемая "матрица БКГ". Она проста и наглядна, но, к сожалению, учитывает лишь два параметра: увеличение спроса и долю рынка по сравнению с ведущим конкурентом.

Альтернатива и одновременно расширенный вариант "матрицы БКГ" - матрица "Дженерал-Электрик - МакКинзи" для сравнения перспективности отраслей. Среди показателей: емкость и рост рынка, интенсивность конкуренции, потребность в капитале и другие.

Каждому фактору присваивается вес, то есть количественная мера влияния на итоговую оценку привлекательности отрасли. Взвешенная оценка по каждому показателю равняется произведению оценки и веса, а итоговая оценка отраслевой привлекательности - сумме всех взвешенных оценок. Отрасли с наивысшим итоговым баллом выбираются для инвестирования.

Недостаток предложенной модели - слишком широкое определение показателей, которое ведет к субъективным оценкам и в итоге - к неопределенности.

При работе над одним из проектов мы попытались сравнить перспективность бизнесов, используя таблицу "Дженерал-Электрик - МакКинзи", расширенную и модернизированную в соответствии с российской спецификой и решаемой задачей.

Расширение:

  • включение новых показателей, так как рассматриваются бизнесы, а не отрасли;
  • разбиение каждого показателя на ряд более детальных факторов, которые в итоге определяли оценку основного показателя.

Модернизация:

  • включение в анализ показателей емкости и роста российского рынка;
  • включение фактора наличия стратегических ресурсов для развития данного бизнеса (люди, связи, ноу-хау).

Были выбраны факторы, наиболее важные для определения перспективности бизнеса: привлекательность рынка; интенсивность конкуренции; конкурентная позиция; стратегический ресурс развития; необходимые инвестиции; возможность привлечения инвестиций; возможность генерации инвестиций; текущая рентабельность бизнеса.

Каждый из факторов мы разделили на более частные, например привлекательность рынка - на емкость рынка мирового и российского, темпы роста рынка России в 2001-2005 и 2005-2010. Частные факторы получили экспертную оценку и стали основой для оценки общего показателя.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© ИКФ "АЛЬТ"

 

 

Реклама: