Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
Помогут ли западные модели | Теория или практика? | Два типа стратегий

Помогут ли западные модели

На сегодня производство нельзя назвать главной частью российской экономики. Хотя перекачка сырья на Запад и обеспечивает платежеспособность страны при закупке импорта, наиболее быстрыми темпами развиваются у нас торговля и сфера услуг.

Именно торговля, используя стратегию вертикального роста, берет под контроль производство: сначала по схемам давальческого сырья, а затем и приобретением в собственность.

Теории и модели управления востребованы сегодня именно этой сферой бизнеса, так как становится ясно, что здравого смысла и опыта недостаточно, чтобы обеспечить быстрое продвижение. К знанию пройденных дорог неплохо бы добавить карту местности. Тут-то и наступает главное разочарование: оказывается, взять и просто применить "это" нельзя.

В итоге можно занять несколько позиций:

- Решить, что теории разработаны "там" и "для них", поэтому практической пользы "здесь" принести не могут. Это простое решение, но надо сказать, что "там" и "для них" применение теорий тоже не столь успешно, как это принято представлять.

Если внимательно читать пособия и биографии ведущих менеджеров, увидишь, что на один положительный пример внедрения теоретических моделей в практику приходится, по крайней мере, несколько не менее эффектных провалов.

При всей проработанности теорий, западные фирмы проваливаются с проектами на чужих и собственных рынках ничуть не реже российских, несмотря на лучшее обеспечение ресурсами. "Законы" Мэрфи и Паркинсона появились на Западе не случайно.

- Решить, что теория - это декларация о благих намерениях ведения бизнеса. Нечто вроде моральной установки "поступай так", в которую жизнь вносит суровые коррективы.

Новички со свежим бизнес-образованием приходят в практику, наполненные теорией, максимализмом и универсальными рецептами. Они бросаются "лбом на стену" и после одной-двух перевязок останавливаются на "нормальном" уровне сложившихся взаимодействий.

Однако именно им удается, хотя и крайне редко, "пробить стену" и вывести фирму на новые рубежи. (Обычно их задор на этом испаряется, и они сами готовы встать новой стеной против любых "теоретических" перемен).

- Подойти к делу с "прагматической" точки зрения и взять от теории только то, что понравилось. Гораздо легче лечить симптомы, чем проблемы (лечить, но не вылечить), гораздо проще внедрять то, что приятно. Можно написать миссию фирмы и должностные инструкции для персонала, приобщившись к мировой практике, повесить все в рамочку и заняться, наконец, проблемой постоянного роста затрат и снижения доли рынка.

Как показывает практика, такой подход чрезвычайно широко распространен. Атрибуты и ритуалы теоретических моделей можно встретить чуть ли не в каждой фирме, безразлично, отечественной или западной. Природа человека такова, что внешние признаки благополучия котируются у него часто выше, чем суть.

Можно описать еще несколько популярных решений, но лучше будет выразить свое мнение о взаимоотношениях теории и практики в современном российском бизнесе. И начнем мы с иллюстрации мнений "западных".

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: