Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.

Начало в выпусках: #149

Помогут ли западные модели

На сегодня производство нельзя назвать главной частью российской экономики. Хотя перекачка сырья на Запад и обеспечивает платежеспособность страны при закупке импорта, наиболее быстрыми темпами развиваются у нас торговля и сфера услуг.

Именно торговля, используя стратегию вертикального роста, берет под контроль производство: сначала по схемам давальческого сырья, а затем и приобретением в собственность.

Теории и модели управления востребованы сегодня именно этой сферой бизнеса, так как становится ясно, что здравого смысла и опыта недостаточно, чтобы обеспечить быстрое продвижение. К знанию пройденных дорог неплохо бы добавить карту местности. Тут-то и наступает главное разочарование: оказывается, взять и просто применить "это" нельзя.

В итоге можно занять несколько позиций:

- Решить, что теории разработаны "там" и "для них", поэтому практической пользы "здесь" принести не могут. Это простое решение, но надо сказать, что "там" и "для них" применение теорий тоже не столь успешно, как это принято представлять.

Если внимательно читать пособия и биографии ведущих менеджеров, увидишь, что на один положительный пример внедрения теоретических моделей в практику приходится, по крайней мере, несколько не менее эффектных провалов.

При всей проработанности теорий, западные фирмы проваливаются с проектами на чужих и собственных рынках ничуть не реже российских, несмотря на лучшее обеспечение ресурсами. "Законы" Мэрфи и Паркинсона появились на Западе не случайно.

- Решить, что теория - это декларация о благих намерениях ведения бизнеса. Нечто вроде моральной установки "поступай так", в которую жизнь вносит суровые коррективы.

Новички со свежим бизнес-образованием приходят в практику, наполненные теорией, максимализмом и универсальными рецептами. Они бросаются "лбом на стену" и после одной-двух перевязок останавливаются на "нормальном" уровне сложившихся взаимодействий.

Однако именно им удается, хотя и крайне редко, "пробить стену" и вывести фирму на новые рубежи. (Обычно их задор на этом испаряется, и они сами готовы встать новой стеной против любых "теоретических" перемен).

- Подойти к делу с "прагматической" точки зрения и взять от теории только то, что понравилось. Гораздо легче лечить симптомы, чем проблемы (лечить, но не вылечить), гораздо проще внедрять то, что приятно. Можно написать миссию фирмы и должностные инструкции для персонала, приобщившись к мировой практике, повесить все в рамочку и заняться, наконец, проблемой постоянного роста затрат и снижения доли рынка.

Как показывает практика, такой подход чрезвычайно широко распространен. Атрибуты и ритуалы теоретических моделей можно встретить чуть ли не в каждой фирме, безразлично, отечественной или западной. Природа человека такова, что внешние признаки благополучия котируются у него часто выше, чем суть.

Можно описать еще несколько популярных решений, но лучше будет выразить свое мнение о взаимоотношениях теории и практики в современном российском бизнесе. И начнем мы с иллюстрации мнений "западных".

Теория или практика?

В марте 1998 года в Интернет-конференции консультантов misc.business.consulting разгорелась дискуссия о пользе опыта и образования, теории и практики. Образовались два больших лагеря: сторонники базового образования и приоритета теории и сторонники практического опыта и здравого смысла.

Первые взяли на вооружение известный в научной среде афоризм "Нет ничего практичнее хорошей теории", вторые - "закон" Букера (из сборника "Законов Мэрфи"): "Даже маленькая практика стоит большой теории".

Первые вопрошали, не считают ли вторые рискованным сажать за руль человека, не знакомого с правилами дорожного движения. Вторые отвечали, что они не настолько безрассудны, чтобы ехать с водителем, который знает только правила, но не разу не трогался с места.

Первые говорили, что, не будь теории, практикам пришлось бы заново изобретать простые решения. Вторые отвечали, что теорию пишут практики, найдя эти решения опытным путем.

Приведя многочисленные доводы в поддержку своих позиций, стороны сошлись на полезности как теории, так и практики, доказав попутно простую истину, что в большинстве споров и спорить не о чем.

Итак, что можно сказать о теории и практике в российском бизнесе?

Теория полезна системностью подхода, многоаспектной проработкой моделей деятельности, учетом разнообразных существенных факторов. Системный подход - это фактически все, что может дать голая теория, но и это уже немало.

Практическую пользу приносит внедрение теоретических положений с их адаптацией к культуре, менталитету, экономике, политике, обязательной привязкой к конкретной ситуации на конкретном предприятии.

Два типа стратегий

Из всего разнообразия стратегий, которые используются российскими предприятиями на рынке, можно выделить два типа, диаметрально противоположных по целям и основным методам реализации, но все же смыкающихся. Назовем их "Первоначальное накопление капитала" и "Стратегия долгосрочного присутствия".

Трудно сказать, в каком процентном отношении разделились приверженцы этих стратегий. Известно лишь, что и тех, и других достаточно много. Поскольку нас интересуют фундаментальные связи, попробуем рассмотреть крайние варианты.

Стратегия первоначального накопления капитала нацелена на получение максимума прибыли "сегодня", причем почти любыми способами.

В арсенале наиболее действенных средств: доступ к бюджетным ресурсам в том или ином виде; манипуляции с НДС; реструктуризация долгов с "выкачиванием" ресурсов из промышленных предприятий; прямые неплатежи по обязательствам.

Вся "прибыль" переводится за границу и оседает в банках. Инвестиции в российскую экономику не предусмотрены, за исключением схем "купить-вычистить-продать".

Стратегия долгосрочного присутствия нацелена на стабильный рост бизнеса в определенных направлениях или в определенном стиле.

В арсенале наиболее действенных средств: создание конкурентных преимуществ, неважно, каким способом; выполнение платежных обязательств.

Прибыль частично реинвестируется в собственный бизнес, частично (после краха ГКО) переводится за границу и оседает в банках.

(Стратегию продажи за рубеж всего, что можно продать, и по любым ценам мы не берем в расчет, так как она обусловлена понятной целью получать в будущем все больше свеженапечатанных рублей за ту же долларовую сумму и типична для всех фирм, которые в состоянии добраться до экспортных ресурсов).

Два крайних варианта рассмотренных стратегий выглядят практически несовместимыми, но только до определенного этапа реализации. В современной экономико-правовой ситуации стратегия первоначального накопления капитала не так быстро исчерпывает внутренний рынок, как можно было предполагать.

Вопреки "правовым" ожиданиям, привычный арсенал средств еще можно использовать, хотя и с меньшей эффективностью, а накопленный капитал достаточен для действительно масштабного дела (например, покупки рентабельного завода). Здесь и происходит переориентация на долгосрочные цели, которую вынужденно поддерживает участие накопленного капитала в "производственном" бизнесе.

Вдруг возникает необходимость в упорядоченном и эффективном управлении крупным предприятием. Практически, фирма оказывается на начальном этапе реализации стратегии долгосрочного присутствия, с капиталом, но без опыта работы на рынке и с отрицательной репутацией.

Если проследить, куда выводит вторая стратегия, можно отметить кризис 98-го года, когда крупные фирмы были поставлены перед дилеммой: сохранить репутацию или деньги. Сберечь то и другое было невозможно, так как на относительно развитом рынке дебиторская задолженность исчислялась в рублях со сроками платежа в 2-3 месяца, а кредиторская - в долларах.

Мелкие фирмы вообще не имели такой дилеммы, так как расплатиться при изменении курса в три раза за три месяца для них не представлялось возможным. (Здесь не берутся в расчет посреднические операции, в которых задействовано едва ли не большинство мелких фирм. При таких операциях валюта дебиторской и кредиторской задолженности если и не совпадает, то лишь по халатности руководителей).

Ту часть фирм, которая выбрала деньги, можно считать примкнувшей к стратегии накопления капитала. Остальные оказались на изменившемся рынке с девальвированным опытом и прочной репутацией, но без денег.

Представленная картина, возможно, неприглядна. Сформулируем другими словами. В современном российском бизнесе присутствуют два основных типа стратегий: ориентированные на накопление капитала и ориентированные на долгосрочное присутствие на рынке.

Для обоих типов на разных этапах их реализации становятся актуальными вопросы управления сложной структурой и эффективной обработки рынка - вопросы внедрения изменений.

Продолжение в следующем выпуске

Продолжение в выпусках: #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #166, #158, #160, #161, #162, #163, #164, #159, #172, #167, #168, #169, #170, #171, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #182, #179, #180, #181, #186, #183, #184, #185, #187, #188, #189, #190, #191, #195, #192, #193, #194, #196, #200, #197, #198, #199, #202, #208, #209, #210, #213, #214, #207, #211, #204, #205, #206

 

 

Реклама: