Letyshops

Если обнаружены признаки мошенничества

Нил Фишман
Заметил? Молчи | "Обвиняй медленно!"

Что нужно делать, обнаружив мошенничество? Сообщим, чего делать точно не стоит, - кричать: "Держи вора!". Информацию или подозрения лучше оставить при себе. Пока не установлены личность преступника и масштабы мошенничества, расследование стоит вести постепенно и без шума. Чем больше людей узнают о нем, тем скорее преступник поймет, что попался, и заметет следы.

Признаков мошенничества существует много. В том числе:

  • сотрудники проявляют скрытность в отношении своей работы и обязанностей;
  • сотрудники живут не по средствам;
  • списываются необычно крупные суммы по чекам;
  • списываются по чекам суммы с давно не действующих счетов;
  • счета-фактуры не имеют соответствующей сопроводительной документации.

Обнаружив один или несколько симптомов нарушения, главное, что вы должны сделать, - сохранить находку в тайне. Возможно, это просто ошибка. Чтобы кого-либо обвинять, нужны бесспорные, законным образом полученные улики.

В Black's Law Dictionary дано следующее определение улики: "Нечто, воспринимаемое одним из пяти органов чувств, а также любое доказательство, например свидетельство очевидцев, записи, документы, факты, данные или реальные объекты, законно предъявленные суду с целью подтвердить заявление и убедить присяжных".

Улика должна быть материальной и существенной. Существенная улика раскрывает мотивы, возможность, средства, способность, вещественное доказательство преступления, а также попытку уничтожить или скрыть улику. Расследовать мошенничество нужно с учетом того, что в конечном итоге дело попадет в суд.

Вторая причина хранить молчание - скрыть расследование от подозреваемых. Узнав о нем, виновные, скорее всего, заметут следы, затаятся, а когда почувствуют себя в безопасности, начнут действовать снова.

Пример. В обязанности внутреннего аудитора входило отслеживать оплату поставщикам, проверять сопроводительную документацию и отправлять чеки. Время от времени он намеренно задерживал отправку. Поставщики звонили, напоминая о просрочке, им отвечали, что счет оплачен.

За разрешением проблемы обращались к тому аудитору, который и придержал документ. Тот просил выписать новый чек, обещая приостановить оплату по первому. Поставщик получал деньги, а контролер, не аннулируя украденный чек, переводил средства на свой счет (Joseph T Wells, Occupational Fraud and Abuse, Obsidian, 1997).

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© CPA

 

 

Реклама: