Бизнес: проблемы роста
|
Хлебников Дмитрий Валерьевич менеджер проектов БКГ менеджмент консалтинг |
Продолжение. |
Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года |
Кризисы ТФТБ (3 - 5) | Падение эффективности функциональных структур - наиболее болезненный кризис |
- Кризис фазы 3 (по Грейнеру, Кризис контроля) - кризис контроля. Развитие бизнес-системы приводит к усложнению информационных потоков, в том числе использующихся для контроля. Чтобы упростить процесс руководства разросшейся системой, следует перейти к "сетевому управлению", при котором:
Типичный пример сетевого управления - ОАО "Газпром". Компания не управляет деятельностью своих многочисленных "дочек", но определяет стратегию развития отрасли и жестко контролирует товарно-материальные потоки между своими структурами. - Кризис фазы 4 (по Грейнеру, Кризис бюрократического аппарата) - кризис бюрократии. Развитие бизнес-системы вызывает существенный рост непроизводительного бюрократического механизма, который контролирует сетевую структуру и определяет направления инвестиционной активности корпоративного центра. Как и функциональные структуры, бюрократический аппарат начинает существовать ради собственных целей, отличных от целей бизнес-системы. Централизованное управление большим объемом активов становится практически невозможным. Выход - оптимизация портфеля, управляемого корпоративным центром. Рассмотрим эффективность активов крупных транснациональных сетевых структур и их значение для сохранения контроля над бизнес-системой. Налицо - существенное превосходство нематериальных активов: патентов, прав собственности, прав пользования, технологий, торговых марок и т. д. - всего того, что в менеджменте определяется как goodwill. Типичные примеры управления нематериальными активами - McDonalds, Benefon, Reebok и т. д. - Кризис фазы 5 (по Грейнеру, Кризис синергии) - не определен для российских предприятий. По-видимому, это будет кризис инноваций, кризис исчерпавшего свои потребительские качества продукта, кризис компетенций корпоративного центра, аналогичный кризису компетенций на фазе 1, но на другом витке эволюционной спирали. Его разрешение - в привлечении новых компетенций и новых технологий, вызывающих, возможно, изменение структуры нематериальных активов. Примером такого кризиса и попыток выйти из него может служить компания McDonalds. Кризис fast food компания решает за счет нововведений и переориентации на другой сегмент рынка - рестораны для детей и родителей. Многие западные эксперты отмечают, что компания McDonalds превратилась в крупнейшего разработчика, производителя и продавца тематических детских игрушек, которые сопровождаются тематическими блюдами fast food. Без вечно любопытных детей их никто покупать бы не стал. Каждая фаза развития бизнеса по ТФТБ имеет некие критические точки, при достижении которых система управления компании должна войти в новое качество за счет достижения определенного объема и опыта (компетенций). |
[1][2] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© БКГ менеджмент консалтинг |