Е-бизнес и бухгалтер
Начало в выпусках: #177, #178, #179, #180
Комитет по ИТ при IFAC
Система управления ИТ
Для е-бизнеса необходимы современные технологии, которые, в свою очередь, требуют целостного подхода к организации бизнес-процессов и внедрения ИТ. Поэтому ИТ-систему полезно анализировать и описывать с точки зрения используемых в ней бизнес-процессов (бизнес-процессы ИТ).
Система ИТ состоит из следующих основных элементов:
- бизнес-процессы ИТ;
- приложения ИТ;
- инфраструктура ИТ.
Контрольная система ИТ следит за тем, чтобы указанные составляющие совместно способствовали достижению целей, одновременно снижая риск до приемлемого уровня.
Контрольная система ИТ – часть системы внутреннего контроля, куда входят системы внутреннего управления и внутреннего мониторинга.
Система внутреннего управления содержит правила и процедуры по руководству деятельностью предприятия. Система внутреннего мониторинга следит за соблюдением этих правил и процедур.
В контрольную систему ИТ входят принципы, меры (мероприятия) и процедуры управления рисками, связанными с ИТ (риски ИТ). Система включает правила, регламентирующие управление использованием ИТ на предприятии (система внутреннего управления ИТ), и инструкции по наблюдению за выполнением этих правил (система внутреннего мониторинга ИТ).
Средства управления ИТ образуют часть системы внутреннего мониторинга ИТ. Система внутреннего мониторинга ИТ включает средства мониторинга, как встроенные в процесс, так и независимые от него.
Встроенные в процесс средства управления интегрируются непосредственно в схему того или иного бизнес-процесса. Пример встроенного средства – контроль доступа.
К средствам управления ИТ относятся и общие средства управления, которые независимы от приложений и регулируют всю систему ИТ (например, средства управления разработкой ПО или управления преобразованиями). Независимые от процесса средства управления – это средства внутреннего аудита и средства высокого уровня.
Организация ИТ определяет ответственность и компетенцию в использовании ИТ на предприятии. С одной стороны, сюда входят правила по разработке, внедрению и модификации ИТ-приложений, с другой – правила по применению этих приложений. Приложения можно использовать для управления бизнес-процессами предприятия.
Бизнес-процессы, инфраструктура
Среду ИТ формирует отношение руководителей и работников, знание проблем и поведение в процессе использования ИТ.
В данном документе бизнес-процессы, в которых используются ИТ, считаются операционно и технически связанными видами деятельности предприятия, применяющего эти технологии. Важный признак бизнес-процессов ИТ автоматизированная передача информации и данных об операциях интегрированными программными решениями непосредственно в бухгалтерскую систему.
Применяемое в бизнес-процессах ПО может быть разработано своими силами или приобретено (типовое или на заказ). Прикладные программы можно использовать независимо, через интерфейс, или интегрировать в систему ИТ.
Инфраструктура ИТ отражает все необходимые для работы системы технические ресурсы. Это элементы и модули компьютерного центра или кабинета, оборудование, операционная система, коммуникационное оборудование для внутренних и внешних сетей и технические решения для работы и эксплуатации ИТ.