Е-бизнес и бухгалтер
Начало в выпусках: #177, #178, #179
Комитет по ИТ при IFAC
Системы е-бизнеса и их применение на предприятии
Термин «е-бизнес» уже вытеснил выражение «е-коммерция».
Е-коммерцией можно назвать доставку и сбыт товаров и услуг через Интернет с помощью цифровых технологий. Более общее понятие «е-бизнес» включает в себя все виды коммерческой деятельности в онлайне. Цифровой подход здесь распространяется на целое предприятие, охватывая другие составляющие систем ИТ и деятельность вне транзакций, например найм служащих по Интернету.
Простое определение е-бизнеса не передает всей сложности этого вида деятельности, поэтому представим е-бизнес как эволюционный процесс.
Эволюция е-бизнеса
Первая фаза эволюции е-бизнеса применение Интернета в информационных целях. Подобно витринам магазинов, вебсайты помогают найти товар, содержат каталог (или его части). Информация передается в одном направлении пользователь не взаимодействует с вебсайтом и может только воспринимать данные, перемещаясь по страницам.
Следующая фаза допускает взаимодействие посетителя с сайтом. Поисковая программа позволяет находить адреса, проверять наличие товаров и услуг, пользоваться другими информационными услугами, в том числе получать данные по запросу. Обмен становится двусторонним, так как вебстайт и показывает, и собирает данные.
Приложение достигает фазы е-коммерции, когда функции сайта позволяют осуществлять доставку, заключать финансовые сделки. Клиенты заказывают товары и услуги и производят оплату кредитными картами.
Следующий этап эволюционного процесса полная интеграция систем е-бизнеса с бизнес-процессами предприятия. Покупка товаров и услуг в Интернете приводит к взаимодействию с другими компонентами системы ИТ предприятия.
Например, заказ, полученный системой е-бизнеса, автоматически влечет за собой перемещение товара из складской системы в отдел доставки, регистрацию данных в системе управленческой информации (в том числе в бухгалтерской системе) и транзакции с поставщиками.
Таким образом, система е-бизнеса становится неотъемлемой частью ИТ-системы предприятия. Это особенно очевидно, если торговля носит глобальный характер и требует поддержки в различных странах мира.
Интеграцию можно усилить, разместив на сайте прямые ссылки на транспортные агентства, техников, поставщиков иных услуг, с которыми предприятие установило контрактные отношения.
Такая фаза называется совместный бизнес (collaborative-business, c-business), но концептуально она все еще является частью фазы интеграции. Дальнейший шаг мобильный бизнес (m-business), который дает дополнительные стратегические возможности и одновременно новые проблемы, связанные с контролем и безопасностью.
Основные модели
В средствах массовой информации нередко упоминаются такие модели бизнеса, как В2С и В2В. Появилось и несколько новых моделей. Приведем их краткое описание:
Государство | Предприятие | Потребитель | Работник | |
Государство | G2G | G2B | G2C | G2E |
Предприятие | B2G | B2B | B2C | B2E |
Потребитель | C2G | C2B | C2C | X |
Основные модели описываются следующим образом:
- B2C (Business to Consumer). Как правило, розничная фирма осуществляет прямые продажи потребителю. В настоящее время в этом секторе самые высокие темпы роста (правда, с недавних пор эту модель активно «догоняет» В2В);
- В2В (Business to Business). Как правило, предприятие осуществляет продажи вверх, вниз или вдоль цепочки снабжения, партнерам по бизнесу или членам консорциума;
- B2E (Business to Employee). Как правило, система осуществляет рассылку по Интернету внутренней электронной почты компании по нужным отделам.
Еще два примера:
- B2G – электронная подача корпоративных налоговых деклараций;
- C2G – электронная подача индивидуальных налоговых деклараций.
Продолжение в выпусках: #181, #182, #183, #184, #185, #186, #187