Создание системы бизнес-правил. Часть 2
Барбара фон Халле
Фаза планирования
Фаза планирования, как правило, является заключительной частью фазы обзора. На этом этапе составляется проектный план для создания системы бизнес-правил.
План должен включать такие задачи и результаты, как:
- разделение бизнес-ориентированных и ИТ-ориентированных средств общения (уменьшает скопление требований);
- стратегия поочередной сдачи системы (позволяет создавать и сдавать по порядку небольшие самостоятельные полезные блоки);
- архитектура технологии (поддерживает разумные и последовательные изменения на предприятии);
- надежные данные в основе, от начала до конца.
Есть как минимум 5 аспектов плана, необходимых, чтобы поддержать метод бизнес-правил.
Первый аспект - ряд задач по принятию стандартов правил.
Второй - задачи и директивы для раскрытия, анализа, разработки и сдачи автоматизированных правил как отдельно управляемого актива (подробнее об этом - в следующих статьях цикла).
Третий аспект предусматривает возможность испытывать и внедрять технологии бизнес-правил.
Четвертый содержит не менее четырех функций в работе с правилами:
- аналитик - извлекает правила из деловых бесед, документов или программного кода;
- разработчик - решает, где следует встроить правила в архитектуру приложений;
- реализатор - кодирует правила. Эту функцию могут взять на себя разработчики приложений или администраторы баз данных, в зависимости от того, где внедряются правила;
- интегратор или менеджер - анализирует правила для всех деловых событий и коммерческих приложений, гарантируя высокое качество правил в организации. Интегратор может также управлять хранилищем, в которое вводятся правила.
Пятый новый аспект - задачи, связанные с хранилищем данных. К ним относятся: документирование метаданных и требования к хранилищам, метамодель правил и решение о механизме хранения. Придется написать руководство для пользователя и, возможно, - разработать учебные пособия.
Не исключено, что возникнет необходимость установить приоритетность поиска правил (среди сотрудников или в программном коде). Если удастся, предусмотрите программу слежения за исполнением правил. Таким образом будет создана система ответственности за исполнение.
Решив указанные задачи, вы подготовитесь к фазе раскрытия.
Фаза раскрытия
Фаза раскрытия регистрирует подробные требования системы, сохраняя нейтральность технологии.
Цель раскрытия - документировать важнейшие аспекты системного поведения, так как они ведут к выявлению основополагающих данных и правил.
С этой точки зрения, важнейшие аспекты системного поведения включают 5 пунктов:
- задачи или действия, связанные с каждым деловым событием;
- решения, принимаемые при выполнении этих задач или действий;
- информация, на которую опираются эти решения;
- знания или суждения, созданные этими решениями;
- примерные (реальные или воображаемые) сценарии событий для проверки законченности системного поведения.
Цель раскрытия правил и данных - начать (и больше не прекращать!) сбор правил и соотнести данные с правилами. Раскрытие правил должно быть итеративным и бесконечным процессом.
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #137