Letyshops

Создание системы бизнес-правил. Часть 1

Барбара фон Халле

Посреди стремительного потока

Мы находимся сейчас в центре стремительного потока под названием Разработка систем. Как подумаешь о влиянии Интернета на деловую и личную жизнь, о его перспективах и темпах развития - голова идет кругом.

У новых dot-com компаний почти нет времени, чтобы доказать свою состоятельность. Традиционные (не dot-com) фирмы спешат оккупировать Интернет, первыми предоставить услуги, переманить клиентов и партнеров, предложить новый или усовершенствованный сервис. Сайт в Интернете - современная визитная карточка. Один щелчок мыши - и клиент ваш! Интернет упорядочивает одни рынки и "запутывает" другие.

ПО, обслуживающее веб-страницу, - это новый имидж компании, а часто и первый контакт с клиентом. Мир е-транзакций стал еще динамичнее, меняясь на ходу. Как не отстать от бизнеса? Есть ли простая, но изящная альтернатива тому, как мы всегда создавали системы?

К. Дэйт (C. J. Date) пишет: "В индустрии ИТ, в области разработки и поддержки компьютерных приложений, большое значение приобретает интереснейшая новая технология - бизнес-правила (business rules)". И далее: "Бизнес-правила можно назвать следующим (и гигантским) шагом в эволюции [исходного относительного] видения" (Date, C.J. What Not How: The Business Rules Approach to Application Development. Addison-Wesley Longman Inc, 2000).

Пора извлечь выгоду из системы бизнес-правил.

Что такое BRS?

BRS (Business Rules Automation Software) - автоматизированная система, в которой "правила" разграничены (логически и, возможно, физически) и распределены по хранилищам данных, пользовательским интерфейсам и приложениям. Эта концепция упрощенно представлена на Рис. 1.

Рис. 1: Возможная высокоуровневая концептуальная архитектура системы бизнес-правил

Метод бизнес-правил

Чтобы разработать такую систему, необходимо использовать метод бизнес-правил. В нашем цикле статей выражение "метод бизнес-правил" обозначает как методологию, в соответствии с которой бизнес-правила собираются, обрабатываются и автоматизируются, так и технологию управления процессом автоматизации (и изменения) правил.

Вы увидите, что суть метода бизнес-правил - отношение к правилам как к ценному активу компании. Это отношение распространяется на функции и метод развития систем.

Иногда бизнес-правила в ходе мероприятий по инжинирингу или реинжинирингу бизнес-процессов приносят организациям реальную пользу. В этом случае метод бизнес-правил - путь масштабных преобразований в бизнесе.

В соответствии с методом устаревающие правила собираются, проверяются, публикуются и размещаются для изменений. При таком понимании метод включает в себя технологию (как правило, собственной разработки) правил создания, доступа, публикации и управления на основе стратегической перспективы.

Независимо от того, используется ли метод бизнес-правил для реорганизации или для разработки систем, в центре внимания - способность организации думать и принимать решения. Предприятие устанавливает правила поведения участников: клиентов, поставщиков, служащих или корреспондирующих систем.

В центре внимания - знания

Правила (или их отсутствие) отражают степень свободы, которую организация дает клиентам, работникам и партнерам. Предприятие может позволить поставщику или клиенту устанавливать (и менять) собственные правила взаимодействия, используя, например, настраиваемые интерфейсы в Интернет-приложениях.

Правила - формальное выражение знаний или предпочтений, система координат, которая придает нужное направление поведению (сделке). Задача метода бизнес-правил - сделать знание, конкретизированное и автоматизированное, цельным активным компонентом системной архитектуры. Это новый способ создания систем, при котором в центре внимания - знание.

Недопустимо и дальше хоронить знания под глыбой программного кода, вдали от всех. Не годится держать знания взаперти, делая невозможным их изменение.

В серии из 5 статей мы расскажем об основных концепциях создания систем бизнес-правил: важнейшие концепции бизнес-правил (Часть 1); различия между бизнес-правилами на разных ступенях методологии (Часть 2); пособие по поиску бизнес-правил (Часть 3); новое понимание как результат анализа бизнес-правил (Часть 4); важные различия в разработке бизнес-правил (Часть 5).

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #131, #132, #133

 

 

Реклама: