Создание системы бизнес-правил. Часть 1
Барбара фон Халле
Почему сейчас?
В 1988 году мы с Кандис Флеминг (Candace Fleming) написали "Учебник по разработке реляционных баз данных". В книге изложен пошаговый метод построения логических моделей данных и преобразования их в стабильные реляционные БД.
В то время термин "бизнес-правила" не был еще популярным. И все же мы настоятельно рекомендовали читателям пользоваться нашей методикой для их сбора, документирования и внедрения.
С одной стороны, наш метод поэтапной разработки БД помог читателям успешно создавать стабильные реляционные базы данных. С другой - был создан хаотичный набор "кусков" бизнес-правил. Что с ними делать? Кто и как отвечает за их внедрение (и развитие)? Неудивительно, что эти "куски" стали полем брани, где разработчики баз данных и приложений по сей день ведут бои за территорию.
Пошаговый метод, хотя и брал за основу бизнес-правила, был недоработан, так как формально не разграничивал моделирование данных и сбор бизнес-правил. В цикле статей мы вводим четкое разграничение, которое упорядочивает аспект правил, превращая его в "путь правил".
В статьях излагается более формальный и полный пошаговый метод для сбора, документирования, управления, автоматизации и изменения бизнес-правил. Это не пособие по всем аспектам разработки систем. Мы стараемся дать основы дифференцирования, которые ведут к проектированию и реализации подлинных систем бизнес-правил.
Что такое бизнес-правила?
К сожалению, не существует стандартного отраслевого определения "бизнес-правил" и даже просто "правил". Мы понимаем под этим термином набор условий, которые управляют деловым событием, чтобы оно происходило так, как нужно для предприятия (или клиента). Бизнесмены (клиенты) формулируют правила, определяя все возможные и допустимые условия делового события, а также условия, которые недопустимы или нежелательны.
Важно помнить, что бизнес-правила обладают признаками бизнеса, независимо от того, как их применяют. Правила следует составлять, чтобы они были понятны деловым людям (не программистам), независимо от цели или языка программирования. Бизнес-правила должны получать оценку предпринимателей и внедряться на основе технологии, которая учитывает управляемые, но спонтанные изменения на предприятии.
Типы бизнес-правил
Существуют разные типы утверждений, которые определяются как бизнес-правила. К сожалению, единой классификации бизнес-правил нет. Следует выбрать схему, которая подойдет вашей целевой аудитории и обеспечит достижение поставленных целей.
Мы предлагаем классификацию, которая доказала свою эффективность, особенно на этапе поиска правил. Ее задачи:
- помочь предпринимателям представить весь диапазон бизнес-правил, которые они намерены собрать;
- провести деловую аудиторию через ряд мероприятий по поиску правил;
- помочь сформулировать бизнес-правила привычным для деловых людей языком.
Все бизнес-правила можно разделить на 3 основных категории: условия, факты и правила. Условия и факты - основа для логической модели данных и физической базы данных. Третья категория (правила) представляет наибольший интерес.
На Рис. правила делятся на 5 типов: строгие ограничения, рекомендации, разрешения, расчеты и умозаключения.
Рис. Классификация правил для деловых людей
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #133