Letyshops

Создание системы бизнес-правил. Часть 1

Барбара фон Халле

Начало в выпусках: #130, #131, #132

Мир правил

На Рис. даны определения и примеры терминов, фактов и всех типов правил.

В контексте бизнеса правила могут:

  • ограничить информацию делового события (принудительное или рекомендательное ограничение);
  • инициировать действие за рамками целевой системы или события (разрешение);
  • извлечь новую информацию из существующих данных (расчет, умозаключение).

Рис. Определения и примеры правил

Принудительное ограничение - это правило, которые запрещает попытку сделки. Рекомендация не запрещает сделку, а только предупреждает о нежелательных обстоятельствах, оставляя свободу выбора.

Рекомендации очень важны для делового сообщества. Поскольку большинство систем бизнес-правил не содержат функции управления и спецификации рекомендаций, разработчик обычно транслирует рекомендации в предупредительные сообщения.

С помощью расчетов и выводов извлекается новая информация из известных данных. В результате мы получаем знание (не только информацию). Его нельзя просто "найти" - для материализации его значения необходим мыслительный процесс.

В примере расчета, представленном на Рис., новое знание - это новое значение атрибута (итог - клиент - заказ - доллары - количество). Отражать его может "обогащенная правилами" ("rule-enriched") логическая модель данных, а также, вероятно, база данных.

Результат умозаключения - новая информация. В контексте базы данных она может быть либо новым юридическим лицом (например, новое предприятие-клиент), либо новым атрибутом (новое значение для "клиент - заказ - скидка - сумма").

Содержать эту новую информацию также будет "обогащенная правилами" логическая модель данных и, возможно, база данных. В одной из статей данного цикла мы рассмотрим характеристики "обогащенной правилами" логической модели данных.

Все ли бизнес-правила относятся к данным?

Согласно определению, приведенному в этой статье, все бизнес-правила связаны с данными.

Термины определяют концепции и детали данных, факты определяют ассоциативность, ограничения и рекомендации проверяют значения данных, расчеты приводят к новым значениям, умозаключения дают выводы о данных, а разрешения оценивают значения данных до начала действий.

Вы можете обнаружить правила, которые не имеют отношения к данным. Это правила другого вида. Они не считаются "бизнес-правилами", согласно определению и схеме классификации.

На рубеже

В 1988 г. будущее реляционных технологий вызывало много вопросов. Что это: преходящая мода или долгосрочное решение? Какие реляционные продукты выживут? Какие потребуются методы анализа и проектирования? Что станет общепринятым через десятилетие?

Сейчас мы по-прежнему стоим на рубеже в области методологии и технологии бизнес-правил. Мода ли это или - насущная необходимость, которую диктуют темпы развития бизнеса? Какие продукты станут стратегическими? Какие идеи окажутся пророческими?

Конечные преимущества бизнес-правил:

  • методология системной разработки позволяет находить важнейшие потоки интеллектуальных процессов;
  • система сконструирована, чтобы обеспечить более спонтанные преобразования в бизнесе.

Методология бизнес-правил позволяет создать систему, которая способна менять правила, добавлять новые и отменять старые. Предприятие снова становится хозяином своей судьбы.

Поиск и изменение правил переходит в непрерывный диалог с деловым сообществом, становится нормальным способом вести дела, создавать системы.

Совместное использование правил и данных ведет к совместному знанию. Совместное знание приводит к более умному, обучаемому предприятию. Более умное и обучаемое предприятие может не только менять себя, но и стать таким, каким оно хочет себя видеть.


Многие идеи предоставлены Джанет Уолл (Janet Wall), Артом Муром (Art Moore), Линдой Джени Нипорент (Linda Jeney Nieporent) и Невилом Хаггерти (Neville Haggerty).

Продолжение в следующем выпуске.

 

 

Реклама: