Использование оценки стоимости бизнеса в принятии управленческих решений
В.С. Салун
коммерческий банк "Компания по проектному финансированию"
Начало в выпусках: #142
Конференция "Роль аналитика в управлении предприятием", Москва, 29 июня 2001 года.
Оценка стоимости: доходный подход
Мы предположили, что для руководства Дистрибьютора (которое отличалось "технократическим", в лучшем смысле этого слова, подходом к управлению) наиболее убедительным аргументом в пользу слияния с нашим заемщиком может стать оценка стоимости компании до и после слияния.
Оценка стоимости "как она есть" осуществлялась в рамках доходного подхода (в основе расчетов - прогноз будущих денежных потоков компании), а также методом рыночных аналогов.
В первом случае использовалась модель денежного потока для собственного капитала (так как именно этот вид максимально отражает интересы и цели собственников компании).
Создаваемые компанией денежные потоки рассчитывались на основании операционной модели деятельности, использующей следующие допущения:
- в качестве "базовых" рассматриваются результаты деятельности компании за три последних года;
- длительность прогнозного периода определяется как четыре года;
- темпы роста объема продаж (по отношению к предыдущему году) приравниваются к 25%, 20%, 15% и 10% для четырех последовательных прогнозных лет. Такие темпы роста соответствовали на описываемый период прогнозам российских и зарубежных экспертов для фармацевтического рынка;
- величина денежного потока в постпрогнозный период рассчитывается на основе модели Гордона, причем темпы роста объема продаж определяются как 5% в год;
- темпы снижения себестоимости реализованной продукции (услуг) по прогнозным годам составляют 1,5%, 1,0%, 0,5% и 0,3% от уровня себестоимости в базовом году (88,7% от величины объема продаж);
- предполагается рост капитальных инвестиций (приобретение и ввод в действие внеоборотных активов) от базового уровня, пропорционально росту объема продаж с коэффициентом 0,7;
- амортизационные отчисления определяются с помощью реального средневзвешенного значения коэффициента амортизации для компании за последний отчетный год;
- в прогнозные годы не планируется дополнительное финансирование компании за счет увеличения собственного капитала или долгового финансирования;
- учитываются действующие на момент проведения расчетов налоговые ставки.
Величину коэффициента дисконтирования находили с помощью кумулятивной модели. В качестве базовой безрисковой ставки использовалась текущая доходность российских еврооблигаций со сравнимым горизонтом инвестирования, которая увеличивалась на сумму надбавок за риск отрасли, риск конкретной компании и страновой риск. Общая величина коэффициента дисконтирования составила при этом 30%. Расчет денежных потоков проводился в долларах США.
В рамках вышеизложенной операционной модели величина текущей стоимости компании-Дистрибьютора составила 31,7 млн. долларов США.
Метод рыночных аналогов
Мы провели однопараметрический анализ чувствительности полученной величины к изменению значения коэффициента дисконтирования и темпов роста продаж. Анализ показал, что колебания указанных параметров в пределах 5 - 10% влекут за собой изменение стоимости компании на 12 - 27% (см. таблицы 1 и 2).
Таблица 1. Зависимость стоимости компании от величины коэффициента дисконтирования (темпы роста продаж - в соответствии с операционной моделью)
Значение коэффициента дисконтирования, % | Стоимость компании, млн. долларов США |
25 | 40,48 |
27,5 | 35,69 |
30 | 31,76 |
32,5 | 28,49 |
35 | 25,75 |
Таблица 2. Зависимость стоимости компании от темпов роста объема продаж (коэффициент дисконтирования - 0,3)
Годовые темпы роста продаж, % к предыдущему году | Стоимость компании, млн. долларов США | ||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | Постпрогнозный период | |
15 | 15 | 10 | 10 | 5 | 28,06 |
25 | 20 | 15 | 10 | 5 | 31,76 |
30 | 30 | 25 | 20 | 10 | 37,07 |
На основании полученных данных была рассчитана величина мультипликатора "стоимость компании / объем продаж" для Дистрибьютора. Она колебалась в диапазоне 0,3 - 0,4.
Указанное значение хорошо согласуется с аналогичным параметром для ведущих европейских компаний - оптовых продавцов фармацевтической продукции (см. таблицу 3).
Информация о котировках акций и результатах финансовой деятельности компаний, контролирующих от 15 до 40% рынков фармацевтической продукции Германии, Великобритании и Нидерландов, была получена из специализированных источников финансовой информации (Bloomberg и Reuters Business Briefing).
Таблица 3. Значения мультипликатора "стоимость компании / объем продаж" ведущих европейских компаний - оптовых продавцов фармацевтических товаров
Наименование компании | Страна | Доля контролируемого компанией национального рынка, % | Величина мульти- пликатора |
Gehe AG | Германия | 17 | 0,42 |
Andrea-Noris Zahn AG | Германия | 15 | 0,17 |
Unichem PLC | Великобритания | 40 | 0,33 |
ACF Holding N.V. | Нидерланды | - | 0,16 |
Как видно из приведенных данных, среднее значение мультипликатора "стоимость компании / объем продаж" для западноевропейских компаний-аналогов составляло 0,27, медианное - 0,25. Более высокая цифра для российской компании (0,36 при расчете стоимости по базовому сценарию) вполне объяснима бурным ростом российского фармацевтического рынка в рассматриваемый период.
Даже при использовании значения мультипликатора стоимость Дистрибьютора, определяемая методом рыночных аналогов, составляла 22-23 млн. долларов США.
Согласование полученных значений, найденных с помощью двух независимых методов, позволило сделать вывод, что наиболее вероятная стоимость компании-Дистрибьютора находилась на тот момент в интервале 25-30 млн. долларов США.
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #144