Letyshops

Бизнес: проблемы роста

Хлебников Дмитрий Валерьевич
менеджер проектов БКГ менеджмент консалтинг

Начало в выпусках: #157, #158, #159, #160

Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года

Матричная модель

Матричная модель рассматривает предприятие во внешней среде, состоящей из "Рынка покупателей" и "Рынка поставщиков". Бизнес-система представляется как композиция двух основных систем:

  • производственной (продуктовой), отвечающей на рыночное событие "спрос" Рынка потребителей путем создания там же рыночного события "предложение";
  • ресурсной, ответственной за обеспечение Производственной системы необходимыми ей ресурсами и формирующей рыночное событие "спрос" на Рынке поставщиков.

Каждая из систем рассматривается с точки зрения агрегированных функций.

Производственная система:

  • подсистема взаимодействия (интерфейс) с Рынком потребителей;
  • подсистема потребительской ценности;
  • подсистема инфраструктуры (физического состава) продукта.

Ресурсная система:

  • подсистема взаимодействия (интерфейс) с Рынком поставщиков;
  • подсистема инфраструктуры (физического состава) ресурсов;
  • подсистема обслуживания и поддержки ресурсов.

Таким образом, производится разделение действий в рамках бизнес-системы на создание потребительской ценности и физическое создание продукта.

Такой подход принципиально важен. Потребителя интересует не физическое содержание продукта или услуги, а их потребительская ценность как совокупность объективных и субъективных эксплуатационных качеств.

Кроме того, решается вопрос о маркетинге (как сбыта продукции, так и снабжения бизнес-системы).

Особенности и недостатки

В качестве бизнес-процессов в матричной модели рассматриваются только те последовательности деятельности, что имеют отношения с внешней средой. Под процессами понимаются этапы жизненного цикла продукта (ресурса) на предприятии.

Для продуктов:

  • определение;
  • развитие;
  • прогноз;
  • заказ;
  • поддержка.

Для ресурсов:

  • определение;
  • развитие;
  • заказ;
  • доставка;
  • поддержка.

Характерная особенность модели заключается в том, что жизненные циклы продуктов, услуг и ресурсов не детерминированы и могут быть дополнены для различных видов бизнеса.

Детерминированным является методический подход, рассматривающий бизнес-систему как двумерную матрицу "подсистемы - процессы", в ячейках которой формулируются задачи для элементов бизнес-системы.

Эти задачи описывают целевой результат деятельности подразделений. Поскольку состав этапов жизненного цикла различен для каждого продукта или услуги, модели предприятий получаются уникальными.

Недостаток матричной модели - ее специализированность. Для рассмотрения реально действующих предприятий требуется построение различных моделей для различных видов продукции и услуг.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Реинжиниринг бизнес-процессов - сложный комплекс мероприятий по моделированию бизнес-систем. Его цель - избавление от ненужных компетенций и функций, распределение полномочий и ответственности между специалистами, которые обладают компетенциями, необходимыми для производства ценности.

Достоинства реинжиниринга:

  • четкое описание деятельности предприятия и всех его подразделений;
  • регламентация и точное определение результатов работы каждого сотрудника;
  • легкость автоматизации и информатизации процессной системы управления;
  • соответствие требованиям стандартов качества ISO 9000;
  • сокращение штатов, четкое описание квалификационных требований;
  • прозрачность бизнес-системы, легкость внедрения планово-бюджетных механизмов;
  • гибкость и свобода выбора при построении организационных структур.

Недостатки реинжиниринга:

  • требование жесткости и последовательности со стороны руководителей;
  • ужесточение требований к квалификации персонала и деятельности высшего руководства;
  • большая трудоемкость и требование специальных компетенций;
  • низкая социальная приемлемость.

Продолжение в выпусках: #162

 

 

Реклама: