Бизнес: проблемы роста
Хлебников Дмитрий Валерьевич
менеджер проектов БКГ менеджмент консалтинг
Начало в выпусках: #157, #158, #159, #160
Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года
Матричная модель
Матричная модель рассматривает предприятие во внешней среде, состоящей из "Рынка покупателей" и "Рынка поставщиков". Бизнес-система представляется как композиция двух основных систем:
- производственной (продуктовой), отвечающей на рыночное событие "спрос" Рынка потребителей путем создания там же рыночного события "предложение";
- ресурсной, ответственной за обеспечение Производственной системы необходимыми ей ресурсами и формирующей рыночное событие "спрос" на Рынке поставщиков.
Каждая из систем рассматривается с точки зрения агрегированных функций.
Производственная система:
- подсистема взаимодействия (интерфейс) с Рынком потребителей;
- подсистема потребительской ценности;
- подсистема инфраструктуры (физического состава) продукта.
Ресурсная система:
- подсистема взаимодействия (интерфейс) с Рынком поставщиков;
- подсистема инфраструктуры (физического состава) ресурсов;
- подсистема обслуживания и поддержки ресурсов.
Таким образом, производится разделение действий в рамках бизнес-системы на создание потребительской ценности и физическое создание продукта.
Такой подход принципиально важен. Потребителя интересует не физическое содержание продукта или услуги, а их потребительская ценность как совокупность объективных и субъективных эксплуатационных качеств.
Кроме того, решается вопрос о маркетинге (как сбыта продукции, так и снабжения бизнес-системы).
Особенности и недостатки
В качестве бизнес-процессов в матричной модели рассматриваются только те последовательности деятельности, что имеют отношения с внешней средой. Под процессами понимаются этапы жизненного цикла продукта (ресурса) на предприятии.
Для продуктов:
- определение;
- развитие;
- прогноз;
- заказ;
- поддержка.
Для ресурсов:
- определение;
- развитие;
- заказ;
- доставка;
- поддержка.
Характерная особенность модели заключается в том, что жизненные циклы продуктов, услуг и ресурсов не детерминированы и могут быть дополнены для различных видов бизнеса.
Детерминированным является методический подход, рассматривающий бизнес-систему как двумерную матрицу "подсистемы - процессы", в ячейках которой формулируются задачи для элементов бизнес-системы.
Эти задачи описывают целевой результат деятельности подразделений. Поскольку состав этапов жизненного цикла различен для каждого продукта или услуги, модели предприятий получаются уникальными.
Недостаток матричной модели - ее специализированность. Для рассмотрения реально действующих предприятий требуется построение различных моделей для различных видов продукции и услуг.
Реинжиниринг бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов - сложный комплекс мероприятий по моделированию бизнес-систем. Его цель - избавление от ненужных компетенций и функций, распределение полномочий и ответственности между специалистами, которые обладают компетенциями, необходимыми для производства ценности.
Достоинства реинжиниринга:
- четкое описание деятельности предприятия и всех его подразделений;
- регламентация и точное определение результатов работы каждого сотрудника;
- легкость автоматизации и информатизации процессной системы управления;
- соответствие требованиям стандартов качества ISO 9000;
- сокращение штатов, четкое описание квалификационных требований;
- прозрачность бизнес-системы, легкость внедрения планово-бюджетных механизмов;
- гибкость и свобода выбора при построении организационных структур.
Недостатки реинжиниринга:
- требование жесткости и последовательности со стороны руководителей;
- ужесточение требований к квалификации персонала и деятельности высшего руководства;
- большая трудоемкость и требование специальных компетенций;
- низкая социальная приемлемость.
Продолжение в выпусках: #162