Будущее сетевых компаний
Ремо Хеки и Джулиан Лайтон
The McKinsey Quarterly, 2001 Выпуск 3
Различные платформы
Экономические паутины - итог дарвинистской борьбы нескольких компаний за клиентов. Технология, которую сегодня примут пользователи, станет "стандартом", а значит - будущим выбором большинства.
То, что рынок предпочитает платформу, а не какие-либо альянсы, договора или льготы со стороны, свидетельствует о ее влиянии на существующих участников паутины и ее способность привлекать новых членов.
Дирижер сети, напротив, может выбирать компании для сотрудничества еще не завоевав признания на рынке. Производительность сети и ее размер определяются спросом на предлагаемые продукты, их количеством и сложностью.
Клиентура и ассортимент Cisco ограничены, и компания сохраняет четко определенную сеть - отражение традиционной производственно-коммерческой цепочки. Предложение eBay шире и разнообразнее, клиентура огромна - и компания обзавелась более гибкой и открытой сетью.
В отличие от экономической паутины, где количество - синоним власти, в сеть пускают не каждого: нужно приглашение дирижера. Такое приглашение дает предприятию три преимущества:
- доступ к знаниям и опыту, которые дирижер извлекает из своей уникальной позиции по отношению к взаимодействию членов сети;
- эффективность благодаря совместному использованию активов;
- льготный доступ к собственной клиентуре дирижера.
Хотя размер не является самоцелью, крупным сетям все же легче привлекать новых партнеров, которые обеспечивают новые возможности, клиентов, инициативы.
Большое число участников, в свою очередь, удешевляет транзакции, смягчает риск, снижает стоимость материальных и нематериальных активов и повышает производительность.
Никаких общих стандартов
Важнейший тактический шаг создателя экономической паутины - обеспечить совместное использование технологии, которую он хочет сделать стандартом. Тогда компании, создавая ценные приложения, будут стимулировать развитие спроса на эту технологию.
"Общий стандарт" (как правило, в виде общедоступного исходного кода ПО) стал заповедью новой экономики. Победители (например Microsoft) это делают, а отстающие (Apple Computer) - нет.
Дирижеры не используют совместно свои основные технологии. Это не нужно, так как конкурентоспособность сети не определяется числом партнеров. Платформы сети и экономической паутины требуют строить отношения с участниками по-разному.
Одна из задач платформы сети - собрать компании, помогая им в обмене информацией. Платформа паутины - просто технический стандарт, позволяющий фирмам разрабатывать дополнительные приложения. Она мало определяет их организационные отношения с разработчиком.
Таким образом, стратегия сети имеет значительные преимущества перед стратегией экономической паутины, которую внешне напоминает.
Во-первых, дирижер выбирает себе партнеров и стандарт, не ожидая, что рынок воспримет стандарт, а провайдеры приложений подтянутся.
Во-вторых, стандарты для рынка создавать сложнее. Они масштабнее, поэтому менее многочисленны, чем частные сети). Создав стандарт, дирижер сети не обязан делать его всеобщим, что способствует лучшему контролю и использованию.
Роль "дирижера"
Прежде чем разрабатывать сетевую стратегию, руководитель должен понять, что на роль дирижера годится не каждая фирма. Все компании, создавшие успешную сеть, начинали с тесного сотрудничества с конечным потребителем продукции.
Если вы еще не сформировали спрос среди конечных пользователей и не выяснили в ходе предоставления услуг их потребности, вряд ли вам удастся убедить другие предприятия перейти на свою платформу.
Кандидат в дирижеры сетей должен обещать постоянный поток рыночной информации и новые стратегические возможности, не говоря уже о массе платежеспособных клиентов и финансовой выгоде.
Таким образом, в силу своих преимуществ и недостатков некоторые предприятия оказываются более приспособленными к роли специалиста внутри сети и могут достичь процветания в этом качестве.
Компании, способные стать дирижерами, будут оценивать кандидатов в члены сети по таким критериям, как размер и готовность, по культурным и рабочим характеристикам.
Некоторые свойства были присущи всем изученным нами действующим сетям:
- единые стандарты для управления обменом информацией;
- строгие критерии эффективности, в основном за счет встроенной в сеть системы оценки клиентов и стимулирования партнеров;
- совместное использование преимуществ сети всеми партнерами;
- наличие в онлайновом режиме всех основных бизнес-процессов;
- изыскание и динамическое тестирование новых возможностей совместно с сетевыми партнерами.
Полезно, когда члены производственных или торговых сетей передают в сеть основную часть своих усилий и ресурсов.
Продолжение в следующем выпуске.