Letyshops

Над чем будут думать российские бизнесмены и бизнес-консультанты в ближайшие 10 лет?

Королев В. А.
ООО "Включенное консультирование", С.-Петербург

Тезисы выступления на конференции "Управление в России: отказ от иллюзий" (Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2000г.). Предоставлены ИКФ "АЛЬТ".

Консультантам и бизнесменам

Стиль - письмо в тезисной форме - выбран неслучайно. Прошу извинить за изложение "от первого лица". Этим письмом мне хотелось бы:

  • пригласить коллег-консультантов и бизнесменов поразмышлять о проблемах, с которыми они столкнутся на общем для них поле деятельности - в частном бизнесе;
  • рассмотреть период, более длительный, чем 1 год, например - десятилетие;
  • учесть при этом российскую специфику.

Что такое "частный бизнес"? Это бизнес, который принадлежит собственнику, принимающему личное участие в управлении или контроле. Автор согласен с тезисом Кахи Бендукидзе, который год назад на конференции ИКФ "Альт" сказал, что собственников, как и владельцев контрольного пакета, не может быть несколько. Собственник единоличен и может заявить свои цели, проявить свою волю. Если владельцев несколько - это акционеры или партнеры. К ним предлагаемые размышления относятся частично или с уточнениями.

К консультантам я обращаюсь не только как к профессионалам, размышляющим над проблемами бизнеса, но и как к элементу бизнеса, к бизнес-сообществу. Многие из моих коллег, и я тоже, учат клиентов начинать со стратегии, то есть с ответа на вопрос: "Что я должен делать сейчас, чтобы через хх (много) лет не схватиться за голову?"

Для разработки стратегии надо спрогнозировать развитие рынка и бизнеса на тот же хх-летний срок. Чтобы не оказаться "сапожником без сапог", я спросил себя: какие значимые проблемы будут волновать бизнесменов через много лет? И уточнил, чтобы сузить рамки: российских бизнесменов через 10-15 лет.

Сохранение или развитие

Один из вариантов ответа подсказала практика. За этот год несколько бизнесменов - собственников компаний обращались за консультацией по поводу сохранения бизнеса и разработки организационных схем, позволяющих снизить вероятность краха, повысить эффективность управления фирмой.

В ответ консультант интересовался, как быть с развитием бизнеса, которое противоречит сохранению статус-кво. На это наиболее продвинутые собственники уточняли, что первая задача (сохранения) важнее сейчас, но обязательно следует иметь в виду возможность развития в перспективе.

Чем различаются условия решения этих проблем, понимают не все. Первая задача (сохранение) является по своему характеру "комплексно экспертной". С ней можно справиться силами разного рода экспертов и с опорой на опыт. Вторая (развитие) не может быть решена, если собственник не ответил на вопрос: "Чего я хочу?".

Первая задача "проста" с точки зрения заказчика: заплатил деньги, поставил задачу, жди ответа от умных людей.

Она также "проста" с точки зрения экспертов: сведи задачу к известным решениям или примени свои знания для нахождения нового ответа. Затем объясни свои выводы клиенту или предоставь ему на выбор несколько вариантов. После этого можешь упиваться чувством собственной компетентности.

Задача развития труднее и "противнее" как для консультанта, так и для клиента.

Клиенту придется самоопределиться, отвечая на ряд вопросов: "зачем и для кого сохранять бизнес?", "каким я вижу будущее бизнеса?", "что ценнее: род или бизнес?". Придется платить консультанту за то, чтобы он задавал эти вопросы и "вытягивал" ответы на них.

Консультанту тоже будет несладко. В диалоге с клиентом он должен отвечать на те же, им самим поставленные, вопросы по отношению к собственному бизнесу. Придется размышлять и позиционировать себя, развиваясь вместе с клиентом.

Надолго или навсегда

Итак, работа по развитию бизнеса требует самоопределения собственника. Какое отношение этот вывод имеет к ближайшему десятилетию? Попробуем разобраться. Приведем фрагмент диалога, состоявшегося между собственником и директором в присутствии консультанта:

- Директор (консультанту): "Мы не собираемся продавать предприятие, а собираемся работать здесь долго".

- Собственник (уточняет): "Всегда".

Именно в этом уточнении кроется различие позиций и интересов собственников и наемных работников, в том числе - менеджеров.

Наемные работники (не высший менеджмент) мыслят в краткосрочных временных рамках - до нескольких лет; наемные менеджеры - рамками среднесрочными (10-15 лет), соизмеримыми с периодом их активной деятельности (до пенсии). Собственнику приходится использовать категорию вечности, поскольку этого требует институт собственности. Он должен мыслить не сроками своей жизни, а сроками жизни рода, наследующего его бизнес.

В связи с этим у собственника возникают вопросы, с которыми не сталкивается менеджер.

Вопрос первый: кто же собственник? Если речь идет о конкретном моменте в настоящем или прошлом, то ответить достаточно просто: тот, чьи права собственности зарегистрированы (или признаны без регистрации). А если о будущем? До какого-то времени собственник известен, но потом речь пойдет о наследовании. Наследование (для нашего рассуждения) - это неизбежное вынужденное отчуждение собственности известному кругу лиц в силу естественных причин.

Значит, именно ради наследника решается задача сохранения бизнеса в долгосрочной перспективе.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #122, #124

 

 

Реклама: