Западные системы Анализируя достоинства западных систем, невольно сталкиваешься с парадоксальной ситуацией: многое из того, что рекламируется как преимущества, можно, скорее, с учетом реалий российской жизни отнести к недостаткам. Судите сами (просим извинить нас за несколько скептическую оценку): - Соответствие западным стандартам автоматизации (MRP, ERP, SCRP). Обратная сторона медали такова: чтобы внедрить систему, отвечающую западным стандартам, заказчик, как правило, должен кардинально реорганизовать предприятие: пересмотреть все бизнес-процессы и сразу же начать построение "правильной" схемы управления. А это довольно трудоемко и к тому же рискованно. Напрашивается аналогия: может ли ребенок научиться ходить мгновенно, а не по прошествии отведенного ему для этого природой времени?
- Комплексность предлагаемого решения. Здесь скрыта одна из основных проблем: не оказалось бы так, что "из песни слов не выкинешь". Вспомним, что в России применяется отличная от западной и довольно сложная методика бухгалтерского (в том числе налогового) учета. А это означает, что данный, мягко говоря, не самый последний участок автоматизации, может просто оказаться неподдерживаемым!
- Богатый опыт. Казалось бы, бесспорное преимущество. Но иногда это влечет за собой и сопутствующие "болезни роста". Они во многом обусловлены необходимостью "тащить" за собой ворох накопившихся проблем (приходится помнить о довольно большом количестве клиентов, которых надо сопровождать). Сюда же можно отнести и устаревшие стандарты построения диалогов с пользователями, и чрезмерную сложность, и объемность системы. Обучение или наем специалистов по настройке такого комплекса обычно обходится в весьма круглую сумму.
Среди возможных недостатков западных систем, на которые имеет смысл обратить внимание, отметим следующие: - Недостаточная локализованность. Можно, конечно, сказать, что местные представительства некоторых западных фирм предприняли меры по адаптации своих продуктов к условиям России. Но качество этой локализации пока оставляет желать лучшего: ощущается неспособность корпоративных систем настраиваться на наше постоянно меняющееся законодательство; документация изобилует специфическими непереведенными терминами, а иногда этой же болезнью страдают и сами программные продукты.
- Недостаточный уровень сопровождения. Это обстоятельство можно объяснить как удаленностью местных представительств от основных сил фирмы-разработчика, так и пока небольшим опытом внедрения западных систем в России.
- Высокая относительная стоимость. Этот фактор обычно характеризует все предлагаемые продукты и услуги: немало средств придется потратить на оплату лицензий, внедрения, сопровождения и на обучение собственного персонала - администраторов, программистов, операторов и топ-менеджеров. Понятно, что при этом очень сильно возрастает стоимость неудачного выбора системы.
|