Letyshops

Международные стандарты бухгалтерского учета: взгляд в будущее. Приложение C. Принципы действия и характеристики организации, ответственной за разработку качественных международных стандартов бухгалтерского учета

Официальный отчет Financial Accounting Standards Board
Основные принципы | Основные характеристики организации, отвечающей за разработку единых стандартов / 1. Независимость органа, ответственного за принятие решений | 2. Адекватная рабочая процедура | 3. Соответствующий персонал / 4. Независимое финансирование / 5. Независимый контроль

Далее приводятся важнейшие характеристики, которые способствуют реализации описанных выше принципов деятельности организации по разработке стандартов.

1. Независимость органа, ответственного за принятие решений

Независимость органа, ответственного за принятие решений, будет способствовать утверждению принципа объективности в процессе принятия единых стандартов. Только в этом случае деятельность разработчиков стандартов будет отвечать именно общественным интересам, а не содействовать частным устремлениям отдельных групп. Однако руководство будущей организации должно также способствовать укреплению инновационного потенциала. Так как конечной целью ее деятельности является создание высококачественных стандартов бухгалтерского учета, содержательных с точки зрения потребностей, возникающих на рынках капиталов, и обеспечивающих появление приемлемой и достоверной финансовой информации.

Итак, независимость органа, ответственного за принятие решений, может быть достигнута благодаря реализации следующей схемы:

  • Существует сбалансированное представительство интересов сторон, уполномоченных участвовать в принятии решений. При этом ни одна из них не имеет возможности взять верх над остальными.
  • Значение и сфера ответственности представителей сторон в принятии решений по разработке международных стандартов являются гарантией защиты общественных интересов в целом.
  • Члены органа, ответственного за принятие решений, голосуют именно как отдельные лица, а не как представители, выбранные для отстаивания точки зрения интересов тех групп, которые они представляют.
  • Орган, ответственный за принятие решений, обладает всеми полномочиями по принятию новых стандартов. Это означает, что он не зависит от других руководящих органов и обладает возможностями инновационной деятельности. Его решения не должны одобряться другими структурными подразделениями, которые могли бы накладывать вето, исходя из собственных интересов.
  • Орган, ответственный за принятие решений, не должен вовлекаться в процесс финансирования организации по разработке стандартов. Это необходимо для того, чтобы предотвратить любые подозрения в том, что голоса представителей или же само членство могут быть куплены. Не должно существовать даже возможностей для подобных предположений.

Детали практического воплощения данных положений могут стать темой отдельного обсуждения. Например, многие могли бы указать на то, что для соответствия выдвинутым критериям некоторым или всем членам органа, ответственного за принятие решений, пришлось бы работать в нем на постоянной основе, а одновременное членство в других организациях должно быть запрещено. Вполне возможно, что это снизило бы вероятность лоббирования частных интересов. В то же время, другие могут заметить, что сбалансированное представительство и процесс, при помощи которого формируется состав такого органа, упразднят необходимость в подобной автономности. Одновременно существует мнение, что если данные представители являются членами национальных организаций по разработке стандартов, то они итак защищают общественные интересы и не должны разрывать связи с делегировавшими их структурами. Таким образом, в зависимости от системы сдержек и противовесов, которая будет реализована в рамках работы по созданию единых стандартов, отдельные детали будут, вероятно, уточняться. Тем не менее, это не отменяет необходимости того, что ответственный за принятие решений орган создающейся международной организации должен так или иначе соответствовать перечисленным выше критериям. Только тогда его можно будет рассматривать как структуру, приемлемую с точки зрения разработки качественных стандартов бухгалтерского учета.


Вероятно, что будет существовать частичное совпадение взглядов представителя как отдельного лица и взглядов групп интересов, которые он или она представляет. Это естественное явление, берущее начало в индивидуальном опыте данного лица.

Независимость может по-разному достигаться и иметь несколько уровней. Например, некоторые считают, что одна и та же группа не должна одновременно и устанавливать стандарты бухгалтерского учета, и быть ответственной за их применение, поскольку это приведет к появлению стандартов, которые отвечают специфическим устремлениям отдельных групп интересов (например, представителей бухгалтерской профессии). Это могло бы привести к конфликту между стандартами и основными общественными интересами. Разделения этих обязанностей можно достичь разными способами. Например, многие считают, что действующей структуре разработки стандартов в Соединенных Штатах присущи как независимость FASB, так и адекватное представительство общественных интересов.
<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© FASB

 

 

Реклама: