Letyshops

Бухгалтерский учет в России

Экспертная группа газеты "Аудит сегодня"
Продолжение.
Первичные документы. Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Итак, в результате неопределенности Закона об органах, регулирующих ведение учета и нормативных документах, издаваемых ими; несколько различных ведомств издают обязательные к исполнению документы по бухучету, не заботясь о взаимосвязи цепочки "первичные документы - операции - регистры - отчетность" (см. Табл. № 1).

Первичные документы по бухучету Регистры бухучета Отчетность, представляемая бухгалтером
Госкомстат -
Унифированные формы первичных документов
Минфин РФ Минфин РФ -
Бухгалтерский баланс,
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД), отчет о прибылях и убытках - форма № 2 по ОКУД (для бюджетных организаций)
Министерство по налогам и сборам -
Расчеты налогов, декларации, справки
Пенсионный фонд РФ - форма 4 ПФ
Фонд обязательного медицинского страхования РФ - расчетная ведомость по страховым взносам
Фонд социального страхования РФ - форма 4-ФСС
Фонд занятости - расчетная ведомость по средствам в Государственный фонд занятости населения РФ
Госкомстат РФ - сведения об основных показателях деятельности малого предприятия - форма П-М (несколько разделов, в каждом - несколько десятков строк, по каждой - две-три графы) и другие
Местные органы самоуправления - расчеты местных налогов

Особенно это показательно на последнем этапе - в отчетности. В таблице 𔫝 - формы отчетности, требуемые в обязательном порядке. Число абзацев соответствует количеству ведомств. Каждое из них издает свои нормативные документы и формы требуемой ими отчетности не базируются на конкретных показателях бухучета. Практически все они выводятся расчетным путем. Единых форм расчета конкретной строки отчетной формы нет (например, многие строки справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", полностью - все статистические формы; а также строки почти каждой формы отчетности).

В итоге каждый бухгалтер составляет их по-разному - опять же, в меру своих знаний и опыта. Как правило, делается это в спешном порядке, на обрывках, которые после сдачи отчетности теряют свою актуальность и даже если подшиваются (в редких случаях), становятся просто набором цифр, а не конкретным расчетом переноса данных, допустим, кредита счета 70, по начисленной зарплате, в конкретную строку одной из форм статотчетности. Расшифровать такой набор цифр по прошествии времени с трудом сможет даже сам составитель, не говоря о проверяющих и тем более других лиц, заинтересованных в знании достоверности отчетности, например, руководителя. Если же за прошедшее с момента составления "расчета" время произведены какие-то исправления или корректировки, то сумма, например, итоговых цифр нескольких субсчетов не будет давать искомую цифру, проставленную в отчетности и принятой ГНИ.

При проверке это будет поставлено в вину бухгалтеру и руководителю с наложением санкций согласно новой редакции Налогового Кодекса РФ за неправильное ведение учета. На самом деле это правовая дыра, не регламентируемая никаким нормативным документом. Особенно это характерно для стыковки налоговой и бухгалтерской отчетности.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Аудит сегодня

 

 

Реклама: