Letyshops

Оценка активов

Окончание.
Понятие деловой репутации | Приобретаемая деловая репутация | Отсутствие "иголки в стоге сена" / Чего не следует делать | Что следует делать / Отрицательная деловая репутация

Почему же деловую репутацию, возникающую при консолидации, многие рассматривают как актив группы компаний? Во-первых, сторонники такой точки зрения полагают, что в балансе по мере возможности следует отражать дисконтированную стоимость всех будущих доходов, а это противоречит вышеуказанной аргументации. Такой баланс бесполезен для пользователей. Кроме того, при данном подходе смешиваются активы группы компаний с активами холдинговой компании.

Во-вторых, считается, что показатель деловой репутации состоит из нематериальных активов, которые в случае их идентификации и оценки следует отражать в балансе. Иногда утверждают, что по той же самой причине можно показывать стоимость персонала, связей компании и т. п. Возможность обоснованной идентификации отдельных элементов деловой репутации не исключается. Однако, как и в случае с деловой репутацией магазина г-на Уотсона, их доля настолько мала по сравнению с дисконтированной стоимостью будущих доходов, что ею можно пренебречь.

Таким образом, в течение многих лет мы пытаемся найти иголку в стоге сена, хотя на самом деле, ее там нет. Деловой репутации как актива просто не существует. Этот показатель - не более чем разница, возникающая при консолидации.

Ничем нельзя оправдать непосредственное списание деловой репутации. Во-первых, списывать разность между двумя самостоятельными итоговыми показателями (стоимостью присоединенной фирмы и стоимостью приобретенных активов) не имеет смысла. Новые активы являются полезными, объединяемыми (по справедливой стоимости) с уже имеющимися активами группы компаний. Вся стоимость покупки (а не ее часть) входит в обязательства холдинговой компании. Кроме того, нецелесообразно сразу списывать стоимость превосходной, по мнению директоров, покупки. Конечно, если после присоединения выяснится, что произошел крах (как в случае с приобретением компании Ferranti в Соединенных Штатах), списание будет приемлемо в соответствии с общими принципами бухгалтерского учета.

Нецелесообразно проводить амортизацию деловой репутации (ведь это всего-навсего разница, появляющаяся при консолидации), и тем более - всей стоимости покупки в балансе холдинговой компании. Дисконтированная стоимость будущих доходов не является активом, подлежащим амортизации. Ее можно списывать только в случае неудачного стечения обстоятельств. Амортизировать стоимость приобретенной фирмы - все равно что капитализировать стоимость дочерних предприятий холдинговой компании и приступить к ее амортизации. Факт покупки, а не создания фирмы за счет внутренних ресурсов отнюдь не означает, что ее стоимость нужно амортизировать.

Однако стоит иметь в виду, что в случае приобретения происходит реальное событие. В целях покупки новой дочерней компании предоставляются денежные средства или ценные бумаги. Этот факт должен найти отражение в отчетности. В случае с созданной внутри фирмы деловой репутацией такой операции не происходит. Действительно, компании, купившей дочернюю фирму, необходимо отразить принятые на себя дополнительные обязательства инвестиционного характера, в отличие от предприятия, которое не принимало на себя таких обязательств, а заплатило за дочернюю фирму с течением времени. В этих двух ситуациях применяются различные методы учета в балансе и отчете о прибылях и убытках. Состояние компаний в материально-вещественном плане может не отличаться, как в указанном выше случае. Однако в структуре их финансовых ресурсов имеются различия, что должно быть отражено в отчетности. На вопрос, какой капитал используется в каждом отдельном случае, можно ответить следующее: капитал, инвестируемый в группу компаний, один и тот же, тем не менее есть различия в методах его мобилизации для финансирования данной операции. По сути, балансы отличаются степенью своей устойчивости.

Существует мнение, что при покупке фирмы цена отражает доходы будущих периодов, поэтому ее можно постепенно списывать по мере поступления этих доходов. Зачем это делать? Если происходит вложение в рыночную ценную бумагу, никто же не уменьшает ее стоимость по мере поступления доходов. Новая дочерняя фирма представляет собой рыночную ценную бумагу на балансе холдинговой компании, несмотря на то, что со временем дочерняя компания может потерять свои отличительные особенности как отдельного хозяйствующего субъекта.

<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© ICAR

 

 

Реклама: