Стратегия бизнеса. Управление ресурсами и запасами
|
Сергей Колесников, кандидат физико-математических наук, ведущий рубрики Consulting.ru директор по консалтингу Консалтинговой Группы "Экон-профи" |
Продолжение. |
Базовые стандарты управления | Новые проблемы - новая методология | Его величество Синтез |
Первым стандартом управления бизнесом, по-видимому, можно считать MPS (master planning scheduling), или объемно-календарное планирование. Идея была проста: создаем план продаж ("объем", с разбивкой по календарным периодам, отсюда - объемно-календарное), по нему формируем план пополнения запасов ( за счет производства или закупки) и оцениваем финансовые результаты по периодам (используются периоды планирования или финансовые периоды). Пока производство было мелким и простым, все шло относительно неплохо, но потом стали возникать сложности. Началось все с логистики. Действительно, кажется, что сформировать заказ просто, но даже в "лучших домах" (торговых) не удается полностью избежать проблем с доставкой и ассортиментом. А ведь есть еще скидки при увеличении объема, замена моделей и т. д. и т. п. Одна из наиболее сложных проблем, возникающих при формировании заказа, - проблема прогнозирования необходимого объема и срока поставки. Например, чай из Индии не доставляется мгновенно, да и собирают определенные сорта в определенное время. Таким образом, приходится прогнозировать спрос на длительное время вперед, учитывать длительность (а часто и сезон) производства и потребности в складских площадях. При этом объем заказа также часто не может быть выражен в произвольных цифрах. Таковы проблемы крупного опта. Мелкий опт и розница тоже имеют свои особенности. Так, часто недопустимо отсутствие в продаже "товаров повседневного спроса", так как это грозит уходом клиента в соседний магазин (оптовый склад), где ему вполне может понравиться. В связи с этим создается "страховой запас" ("Safety stock") в размере, например, суточной потребности. Дальнейшее изучение динамики запасов (как правило с использованием статистических методов, отсюда - "статистическое управление запасами", "statistical inventory control", SIC) приводит к возникновению еще двух понятий. Первое - это "точка заказа" (reorder point, дословно - точка "перезаказа"), которая определяет уровень складских запасов. Если плановый запас становится меньше, чем установлено этой точкой, необходимо сделать (точнее спланировать) заказ поставщику. Верхняя граница количества товара на складе регулируется "уровнем пополнения". Плановый запас не должен превышать этот уровень. Важно подчеркнуть, что указанные понятия являются существенно динамическими. Как уже говорилось, заказ на пополнение нужно производить своевременно (с учетом процесса доставки), а объем поставки может не вписываться в плановый "уровень пополнения". Динамичность связана и с сезонными изменениями основных параметров SIC. Очевидно, что страховой запас прохладительных напитков летом весьма существенен, зато зимой отсутствие полного ассортимента вряд ли приведет к заметным неприятностям (исключая, может быть, наиболее популярные сорта). Опять же, предпраздничная торговля требует установления более высоких уровней "точки заказа", чем в обычные периоды. Определение и фиксация подобных колебаний иногда становится предметом серьезных статистических исследований. Современные компьютерные системы управления, как правило, имеют встроенные статистические анализаторы (хотя бы простейшего типа) либо автономные (внешние) подсистемы, позволяющие производить такого рода анализ. |
[1][2][3] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© Сергей Колесников |