Letyshops

Бюджет - это очень просто!

Сергей Колесников, кандидат физико-математических наук, ведущий рубрики Consulting.ru
директор по консалтингу Консалтинговой Группы "Экон-профи"
"Просите - и дано будет вам" | Составляющие бюджета | Бюджет "натуральный" и "финансовый" | Бюджеты во времени | Бюджет департамента

Первоначально бюджет формируется в натуральном выражении, затем оценивается стоимость закупки, после чего бюджет можно представить в денежном выражении.

"Натуральный" бюджет представляет собой список необходимых материалов, компонентов и товаров с точными техническими характеристиками, подготовленный без учета стоимостных параметров. Обязательной составной частью являются необходимые сроки закупки материалов (здесь и далее, чтобы не загромождать пространство, мы не будем приводить "бумажные" формы бюджетов, тем более, что руководители ИТ-подразделений чаще всего в состоянии разработать их самостоятельно). Указание точных технических характеристик закупаемых материалов - обязательное требование грамотного бюджета. Особенно это важно, если закупками занимается ОМТС, что бывает в некоторых крупных фирмах.

Рис. 2

Зачастую немедленно рассчитать на основе "натурального" бюджета финансовый, то есть необходимые суммы, бывает трудно. Существует возможность оптовой закупки или, наоборот, слишком редкой потребности (кто знает сколько что будет стоить в нужный момент?).

Инвестиционный бюджет и бюджет развития в настоящее время нередко определяются исходя (увы!) не из потребности, а из наличия средств, что показано штриховкой на схеме. Это часто запутывает менеджеров. В то же время, с управленческой точки зрения правильно (и совершенно не противоречит "генеральной схеме") все-таки разрабатывать инвестиционный бюджет и бюджет развития сначала в натуральном выражении, а затем, в соответствии с выделенными денежными средствами, определять очередность закупок.

Нужно помнить, что "натуральный" бюджет легче отстаивать перед руководством, так как представление расчетов потребности и только потом указание сумм выглядит более профессионально и более убедительно для подавляющего большинства менеджеров.

<<предыдущая [1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© Сергей Колесников

 

 

Реклама: