Стандарты бухгалтерского учета как средство развития международного движения капитала
|
Продолжение. |
Палата Представителей СШАКомитет по финансовым службам |
Lingua franca мирового рынка | Стандарты в идеальном мире | "Мертворожденные" FAS |
Надо признать, что существующие стандарты бухучета и финансовая отчетность - это в лучшем случае современные версии инструментов XV века. Трудно представить, что на пороге XXII столетия мой преемник в GE будет заботиться о закрытии книг и подготовке примечаний. Вероятно, держать руку на пульсе ему помогут прямые сигналы от распределенных электронных агентов, контролирующих заказы, отправку и электронный перевод средств. Инвесторы получат доступ к тем же агентам и смогут принимать инвестиционные и кредитные решения на основе собранных ими данных. Споры о том, как пенсионные остатки, деривативы или аренда влияют на "чистый доход" покажутся такими же забавными, как рукописные Главные книги начала ХХ века. Многое из того, что я делаю сейчас, в мире 2100 года будет выглядеть совсем иначе. Сегодняшняя финансовая отчетность требует, чтобы те, кто знает фирму лучше других (ее руководители), собирали и сообщали информацию о ее деятельности, придерживаясь невероятно сложного комплекса противоречивых правил. Возникают две проблемы. Во-первых, люди, которые знают предприятие настолько, чтобы составлять финансовые документы, менее всего объективны в отношении публикуемых итогов. Во-вторых, рынки готовы компенсировать лишь относительно скромные затраты на проверку (аудит), поэтому ошибки неизбежны. К счастью, уровень погрешностей намного ниже, чем этого можно было бы ожидать в такой ситуации. В идеальном мире нам не нужны ни IASB, ни FASB, потому что стандарты бухучета создаются в результате прямых переговоров между корпоративным руководством и акционерами (или аналитиками, выступающими от их лица). Все элементы финансовой отчетности соотносятся с интересами инвестора и конкретными пользовательскими потребностями. Очевидно, в жизни это недостижимо. Ни предприятия, ни аналитики не имеют энергии или ресурсов, чтобы создать такую модель для каждой компании, и учредители стандартов вынуждены выступать посредниками. Однако составители и пользователи отчетности (две наиболее заинтересованные стороны) на сегодня мало представлены в организации - учредителе стандартов. Разработкой правил занимаются, в основном, аудиторы, которые заинтересованы в том, чтобы стандарты были сложными и требовали использования дорогих аудиторских знаний. Такой алгоритм приводит к предсказуемым неудачам, и опыт США - хороший тому пример. |
![]() | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© U.S. House of Representatives |